(в ред. Закона Московской области от 26.05.2006 N 78/2006-ОЗ)
1. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
3. При приеме подписных листов комиссия референдума, организующая подготовку и проведение референдума, заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2012 года Законом Московской области от 4 декабря 2012 года N 190/2012-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 30 мая 2022 года N 76/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Комиссия референдума, организующая подготовку и проведение референдума, для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2012 года Законом Московской области от 4 декабря 2012 года N 190/2012-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 26 октября 2014 года Законом Московской области от 10 октября 2014 года N 122/2014-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 30 мая 2022 года N 76/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Комиссия референдума, организующая подготовку и проведение референдума, проверяет достоверность подписей участников референдума в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке комиссией референдума, организующей подготовку и проведение референдума подлежат 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого количества подписей. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура случайной выборки определяется комиссией референдума, организующей подготовку и проведение референдума.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 30 мая 2022 года N 76/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. При проведении проверки подписей участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившей установленное количество подписей участников референдума.
7. По результатам проверки достоверности подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
8. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию референдума, организующую подготовку и проведение референдума.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 октября 2014 года Законом Московской области от 10 октября 2014 года N 122/2014-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 30 мая 2022 года N 76/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2007 года Законом Московской области от 1 февраля 2007 года N 8/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июня 2022 года Законом Московской области от 30 мая 2022 года N 76/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
10. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 октября 2014 года Законом Московской области от 10 октября 2014 года N 122/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
11. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
12. Недействительными признаются:
1) подписи участников референдума, собранные до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума;
2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
3) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 октября 2014 года Законом Московской области от 10 октября 2014 года N 122/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;
5) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 октября 2014 года Законом Московской области от 10 октября 2014 года N 122/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)