ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2006 года N 7/189-П
Московская областная Дума
постановила:
1. Принять Закон Московской области "Об областной целевой программе "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы". (Прилагается.)
2. Направить Закон Московской области "Об областной целевой программе "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы" Губернатору Московской области Громову Б.В. для подписания.
Председатель
Московской областной Думы
В.Е.Аксаков
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 21 сентября 2006 года N 152/2006-ОЗ
Об областной целевой программе "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Московской области от 4 июля 2008 года N 97/2008-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 13 сентября 2006 года N 7/189-П
Утвердить областную целевую программу "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы". (Приложение.)
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
21 сентября 2006 года
N 152/2006-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы"
Москва
2006
Наименование Программы | Областная целевая программа "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа). |
Основания для разработки Программы | Постановление Правительства Московской области от 17.07.2006 N 680/23 "О разработке проекта областной целевой программы "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы"; |
Государственный заказчик Программы | Министерство экологии и природопользования Московской области. |
Разработчик Программы | Министерство экологии и природопользования Московской области. |
Исполнители мероприятий Программы | Организации, отбираемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", |
Цель и задачи Программы | Цель Программы - обеспечение защищенности настоящего и будущего поколений населения Московской области от вредного для их здоровья ионизирующего излучения. |
Сроки реализации Программы | 2006-2010 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования настоящей Программы на 2006-2010 годы - 35 млн.рублей. |
Мероприятия Программы | 1. Организация и проведение работ по локализации и ликвидации очагов техногенного радиоактивного загрязнения, реабилитации загрязненных территорий. |
Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы | Снижение дозовой нагрузки на население, вызванной техногенным, природным радиационным воздействием и медицинским облучением; |
Контроль за реализацией Программы, предоставление отчетности | Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями и порядком, установленными законодательством Московской области. |
За последние годы внесены значительные изменения в федеральную правовую базу по вопросам ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, существенно изменившие систему приоритетов в этой области.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 10.01.2000 N 24, провозглашает важнейшими составляющими национальных интересов России защиту личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. К числу приоритетных направлений деятельности государства относится предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды и минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий.
Президентом Российской Федерации Путиным В.В. 4 декабря 2003 года утверждены "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности России на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Они определяют цель, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, а также направления программно-целевого планирования и управления ею.
Целью государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности определено последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения.
Основные принципы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности предусматривают возможность передачи в установленном порядке не имеющих военного и двойного назначения радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и собственность юридических лиц, а также разделение функций между органами государственного надзора и контроля за ядерной и радиационной безопасностью, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В задачи государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности входит обеспечение развития государственной системы ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь в части, касающейся совершенствования ее структуры и уточнения задач, обеспечения иерархической подчиненности и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:
разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;
организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;
участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;
участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.11 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии входит:
осуществление полномочий собственников на радиационные источники и радиоактивные вещества, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
установление порядка и организация с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан обсуждения вопросов использования атомной энергии;
принятие решений о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
принятие участия в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы;
осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на подведомственных им территориях, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объекте использования атомной энергии;
осуществление учета и контроля радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ;
организация обеспечения физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
выполнение иных функций в области использования атомной энергии в пределах имеющихся полномочий.
Специфика Московской области как научно-производственного региона с развитой промышленностью, природными особенностями (геолого-геофизическими и гидрогеологическими свойствами местности) и расположением на ее территории столичного мегаполиса обуславливает проблемы обеспечения радиационной безопасности области.
Техногенные источники ионизирующего излучения формируют около 20% коллективной дозы облучения населения Московской области, которая занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по количеству радиационно- и ядерно-опасных объектов, радионуклидных и генерирующих источников на единицу площади - на территории области расположено 8 федеральных объектов, внесенных в перечень объектов повышенной опасности, 116 предприятий, использующих в своем производстве радиоактивные источники и вещества, а также наличие в соседних областях - Тверской и Смоленской, атомных электростанций (далее - АЭС).
"Моральное" и техническое старение радиационной и защитной техники, отсутствие технической экспертизы надежности, старение и текучесть квалифицированных кадров, отсутствие системы обеспечения сохранности источников ионизирующего излучения при реорганизации и ликвидации предприятий, количество источников ионизирующего излучения, имеющих истекшие сроки годности, в Московской области достигает 91%. Вышеуказанные факторы приводят к необоснованному облучению населения и персонала предприятий и учреждений, работающих с источниками ионизирующего излучения.
Облучение населения от техногенных источников ионизирующего излучения происходит также за счет не полностью ликвидированных последствий радиационных аварий на промышленных объектах (ОАО "Подольский завод цветных металлов", ОАО "Мосрентген", полигон твердых бытовых и производственных отходов "Щербинка") и радиационных аномалий (более 200 радиационных аномалий с загрязнением цезием, кобальтом, радием - 226, выявленных аэро - и авто - гаммаспектрометрической съемкой на территории области), а также за счет бесхозяйных источников ионизирующего излучения, образующихся из-за отсутствия системы обеспечения сохранности источников ионизирующего излучения при реорганизации, перерегистрации и ликвидации предприятий.
Необоснованное увеличение доз облучения населения происходит при медицинском облучении пациентов от устаревшего рентгенодиагностического оборудования, составляющего до 50% от всего рентгенодиагностического оборудования, использующегося в медицинских учреждениях Московской области.
Облучение населения от природных источников (формирует до 80% коллективной дозы облучения населения) включает:
внутреннее облучение населения, которое происходит за счет следующих факторов: а) радона, содержащегося в воздухе жилых, социально-бытовых, производственных помещений и за счет потребляемой воды, б) потребления продуктов питания с содержанием радионуклидов выше установленных норм;
повышенную радиоактивность грунтов в геологических разрезах на границах Мещерской низменности, в том числе в населенных пунктах в долинах рек Ока, Москва, Клязьма и их притоков (города Ногинск, Электросталь, Раменское, Павловский Посад, Егорьевск, Воскресенск и другие);
наличие потенциально опасных для здоровья человека естественных радионуклидов в почвах: фосфориты на востоке области (Егорьевский, Раменский, Воскресенский, Ногинский районы), "линзы" верхнеюрских отложений с повышенным содержанием элементов уранового ряда, и приуроченных к ним фосфоритовым конкрециям;
наличие депрессионных воронок в подземных горизонтах за счет интенсивного водопотребления, которые обусловливают миграцию радионуклидов с подземными водами от природных урановорудных объектов (аномалий), в том числе из соседних регионов.
неполный охват радиационным контролем: землеотводов (около 40%), приемок зданий (более 20%), питьевых вод (около 70% источников централизованного питьевого водоснабжения);
отсутствие мониторинговых исследований воды в целях оценки доз облучения населения;
радиоактивное загрязнение цезием-137 и стронцием-90 пищевого сырья, продуктов и дикорастущих ягод и грибов, завозимых или провозимых транзитно из загрязненных после аварии на Чернобыльской атомной электростанции регионов (в основном Белоруссии и Украины).
Для комплексного решения проблем обеспечения радиационной безопасности Московской области, в продолжение работ, начатых государственной программой Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы", разработана Программа, которая призвана способствовать нормализации опасных радиационных ситуаций и стабилизации радиационной обстановки в Московской области и предусматривает продолжение выполнения мероприятий, начатых предыдущей программой.
Цель Программы - обеспечение защищенности настоящего и будущего поколений населения Московской области от вредного для их здоровья ионизирующего излучения.
Основные задачи Программы: