ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 26 июля 1996 года N 46/96-ОЗ
Об образовании
(с изменениями на 17 сентября 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 июня 2001 года на основании
Закона Московской области от 10 июня 2001 года N 107/2001-ОЗ
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 17.09.99 № 62/99-ОЗ
________________________________________________________________________________________________________
Законом Московской области "Об образовании" реализуется право Московской области на законодательное регулирование на своей территории отношений в области образования и определяются принципы осуществления государственной политики, особенности построения и деятельности системы образования.
Закон Московской области "Об образовании" принят на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Р А З Д Е Л 1
О Б Щ И Е П О Л О Ж Е Н И Я
Статья 1. Образование на территории Московской области
1. В Московской области реализуется федеральный принцип приоритетности образования, которое признается сферой первостепенных интересов всего населения области, служит удовлетворению потребности граждан в образовании, обеспечивает подготовку кадров для Московской области и других субъектов Российской Федерации.
2. Образование в Московской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, провозглашенными в нем принципами и задачами государственной политики в области образования, гарантиями прав граждан на получение образования.
Московская область реализует Федеральную программу развития образования Российской Федерации в части, относящейся к ее компетенции.
Статья 2. Реализация права граждан на образование
1. В Московской области в целях реализации права граждан на образование создаются необходимые условия, гарантирующие получение образования любого уровня, соответствующего их потребностям и способностям.
2. В целях удовлетворения потребностей населения в воспитании, развитии, охране и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в Московской области повсеместно действует и развивается сеть дошкольных образовательных учреждений.
Основная часть расходов на содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
3. В целях удовлетворения потребностей населения в формировании общей культуры личности, адаптации граждан к жизни в обществе, создания основ для осознанного выбора профессии в Московской области действует и развивается сеть учреждений начального, основного, среднего (полного) общего образования, а также сеть учреждений дополнительного образования для детей.
Гарантируется получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и, на конкурсной основе, бесплатного среднего, высшего, послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральным законодательством в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. Для лиц, обладающих выдающимися способностями, могут создаваться нетиповые образовательные учреждения высшей категории.
5. Для лиц, имеющих отклонения в развитии, проблемы в обучении и воспитании, а также для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, создается сеть государственных и муниципальных специальных и социально-педагогических учреждений, а также группы и классы в общеобразовательных учреждениях.
6. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей и интересов граждан в рамках каждого уровня профессионального образования создается и развивается сеть учреждений дополнительного профессионального образования.
Порядок и условия получения бесплатного дополнительного профессионального образования на территории Московской области устанавливается настоящим Законом, иными нормативными актами Московской области и органов местного самоуправления.
7. В Московской области создаются условия для деятельности негосударственных образовательных учреждений всех типов и видов, и, при условии их государственной аккредитации, осуществляется финансирование в порядке, утвержденном Администрацией Московской области.
8. Гражданам, проживающим на территории других субъектов Российской Федерации, предоставляется возможность получения образования в пределах общеобразовательных программ в образовательных учреждениях Московской области.
Статья 3. Реализация права граждан на свободный выбор
формы обучения
1. Гражданам, проживающим на территории Московской области, предоставляется право свободного выбора форм обучения, предусмотренных федеральным законодательством: очной (с отрывом от производства); заочной (без отрыва от производства); очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства); самообразования; экстерната; семейного образования. Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.
2. Дошкольное образование предполагает воспитание и образование в семье и (или) дошкольном образовательном учреждении. При семейном образовании родители ребенка имеют право на бесплатное ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования и в муниципальных образовательных учреждениях диагностику уровня развития и способностей ребенка.
3. Обучение на начальной и основной ступенях общего образования для обучающихся, не достигших 16-летнего возраста, осуществляется как правило в очной форме.
По желанию родителей допускается обучение их детей по программам начального и основного общего образования в форме семейного образования. В этом случае в целях осуществления контроля за соблюдением обязательности основного общего образования обучающийся в форме семейного образования прикрепляется к муниципальному образовательному учреждению, обслуживающему территорию, на которой он проживает. Данное образовательное учреждение в согласованные с родителями сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям консультации по методическим и иным вопросам, связанным с образованием и воспитанием.
Обучающиеся на начальной и основной ступенях образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и программ в целом.
Статья 4. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях
1. Обучение и воспитание в Московской области ведется на русском языке. Иной язык обучения и воспитания определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей) и по решению учредителя (при наличии необходимых педагогических кадров) в образовательном учреждении могут создаваться классы, группы, потоки, где обучение ведется на ином языке - иностранном или языке народов Российской Федерации.
Статья 5. Областной компонент образовательных стандартов
1. Государственный образовательный стандарт определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Государственный образовательный стандарт включает в себя федеральный и областной компоненты. Федеральный компонент обязателен для исполнения на территории Московской области.
Областной компонент, разработка которого организуется Администрацией Московской области, утверждается Московской областной Думой и обязателен для исполнения на территории Московской области.
4. Образовательные учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами, имеют право на государственную аккредитацию и на представление своих выпускников к государственной (итоговой) аттестации.
5. Завышение требований к образовательной подготовке при итоговой аттестации выпускников по сравнению с требованиями государственных образовательных стандартов недопустимо.
Р А З Д Е Л II
С И С Т Е М А О Б Р А З О В А Н И Я
В М О С К О В С К О Й О Б Л А С Т И
Статья 6. Понятие системы образования
Образование в Московской области является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационноправовых форм, типов и видов; физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Статья 7. Субъекты системы образования
1. К субъектам системы образования в Московской области относятся осуществляющие образовательную деятельность учреждения и организации; физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; приемная семья; органы управления образованием; предприятия и организации, образующие инфраструктуру системы образования.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Это некоммерческая, финансируемая собственником организация, осуществляющая образовательную деятельность.
В системе образования в Московской области действуют государственные областные образовательные учреждения, муниципальные образовательные учреждения и негосударственные образовательные организации.
3. Тип и вид образовательного учреждения, организации определяется уровнем и направленностью образовательных программ. Государственный статус образовательного учреждения, организации устанавливается при государственной аккредитации.
В Московской области действуют образовательные учреждения в соответствии с перечнем типов образовательных учреждений, определенных федеральным законодательством, а также образовательные учреждения различных организационно-правовых форм:
- социально-педагогические учреждения - кризисные центры, центры неотложной психолого-педагогической помощи, социально-трудовой адаптации, семейного воспитания, здоровья и образования;
- специальные социально-педагогические учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, имеющих отклонения в психическом развитии; для несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, совершивших правонарушения, либо преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия и другие;
- учреждения психологической, психолого-медико-педагогической служб помощи детям и другие;
- учреждения переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (областное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, курсы, школы, методические центры и другие).
Требования к образовательному учреждению, организации определенного типа и вида в части реализации образовательных программ соответствующего уровня и направленности определяются типовыми положениями о типах и видах образовательных учреждений, организаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
4. Образовательную деятельность в Московской области могут осуществлять филиалы образовательных учреждений, организаций, действующие на основании положения, утвержденного создавшим его учреждением, организацией.
5. Физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, вправе осуществлять предпринимательскую образовательную деятельность только после регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.
6. Общее управление системой образования в Московской области в соответствии с федеральным законодательством осуществляет Администрация Московской области. Администрация Московской области формирует областной орган управления образованием, утверждает Положение о нем, руководит им и назначает руководителя этого органа по согласованию с федеральным органом управления образованием.
7. Управление муниципальной системой образовательных учреждений и организаций осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают муниципальные органы управления образованием для выполнения функций управления образованием на подведомственной им территории. Деятельность муниципальных органов управления образованием осуществляется в соответствии с уставами муниципальных образований.
Статья 8. Инфраструктура системы образования
1. Инфраструктуру системы образования Московской области составляют подведомственные органам управления образованием, организации и учреждения, выполняющие по отношению к образовательным учреждениям и органам управления образованием обслуживающие функции и обеспечивающие их образовательную и управленческую деятельность.
К организациям инфраструктуры могут относиться: транспортные, ремонтно-строительные организации, комбинаты питания, общежития, гостиницы, жилищный фонд, дома и базы отдыха, спортивнооздоровительные и санаторно-курортные организации, спортивные сооружения, издательские и полиграфические предприятия и учреждения и другие.
В системе образования Московской области могут действовать союзы, ассоциации, являющиеся объединением предприятий, учреждений, организаций, призванные осуществлять координацию деятельности своих членов, выполнять информационно-аналитические функции, защищать имущественные и другие интересы своих членов и другие.
2. Организации и учреждения необразовательного профиля, подведомственные органу управления образованием Московской области, составляют сеть организаций областной инфраструктуры системы образования Московской области. Они обеспечивают деятельность областных государственных образовательных учреждений, удовлетворяют общие потребности муниципальных органов управления образованием и учреждений в соответствии со своими уставными целями.
Состав сети областных организаций инфраструктуры образования в Московской области формируется Администрацией Московской области.
3. Организации и учреждения, обеспечивающие деятельность муниципальных органов управления образованием и муниципальных образовательных учреждений, образуют сеть организаций муниципальной инфраструктуры образования. Муниципальную инфраструктуру образования формируют органы местного самоуправления, исходя из реальных потребностей образования и возможностей территории.
Организации и учреждения муниципальной инфраструктуры образования могут оказывать услуги, производить работы и продукцию как по заказу областного органа управления образованием, так и других организаций на договорной основе.
Администрация Московской области и органы местного самоуправления могут совместно создавать учреждения и организации инфраструктуры образования.
Р А З Д Е Л III
У П Р А В Л Е Н И Е С И С Т Е М О Й О Б Р А З О В А Н И Я
В М О С К О В С К О Й О Б Л А С Т И
Статья 9. Основные задачи органов управления
образованием
Основная задача органов управления образованием состоит в создании условий для реализации государственных гарантий прав граждан на образование. А именно:
- правовое и экономическое обеспечение государственных гарантий и защиты прав граждан на образование;
- координация деятельности государственных образовательных учреждений и организаций по реализации прав граждан на образование;
- вовлечение в обеспечение государственных гарантий прав граждан на образование негосударственных организаций и координация их совместной деятельности с государственными организациями.
Статья 10. Деятельность федеральных органов управления
образованием на территории Московской области
На территории Московской области осуществляют свою деятельность по управлению системой образования в пределах своей компетенции федеральные (центральные) государственные, ведомственные государственные органы управления образованием.
Статья 11. Разграничение компетенции в сфере образования
между Московской областной Думой и
Администрацией Московской области
1. К исключительной компетенции Московской областной Думы в сфере образования относится:
- определение государственной областной политики в сфере образования;
- принятие законодательных актов Московской области в области образования;
- утверждение областных компонентов государственных образовательных стандартов;
- утверждение областных программ развития образования с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей региона;
- установление налогов и сборов на цели образования;
- утверждение областных нормативов финансирования образования;
- установление дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся, воспитанников, а также педагогических работников образовательных учреждений;
- утверждение областного бюджета в части расходов на образование.