ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 апреля 2022 года N 166-рп


Об утверждении долгосрочной программы содействия занятости молодежи Приморского края на 2022 - 2030 годы

(с изменениями на 30 сентября 2024 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Приморского края от 03.06.2024 N 335-рп, от 30.09.2024 N 692-рп)




На основании Устава Приморского края, в целях исполнения пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р:


1. Утвердить прилагаемую долгосрочную программу содействия занятости молодежи Приморского края на 2022 - 2030 годы.


2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения.



Первый вице-губернатор
Приморского края -
председатель Правительства
Приморского края
В.Г.ЩЕРБИНА



Утверждена
распоряжением
Правительства
Приморского края
от 13.04.2022 N 166-рп



ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2022 - 2030 ГОДЫ

(в ред. Распоряжений Правительства Приморского края от 03.06.2024 N 335-рп, от 30.09.2024 N 692-рп)




I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.


Содействие занятости молодежи в Приморском крае реализуется на основе:


системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;


создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;


реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;


совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;


совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.


Долгосрочная программа содействия занятости молодежи Приморского края на 2022 - 2030 годы (далее - Программа) разработана во исполнение пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года".



II. ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ


Уровень занятости молодежи в Приморском крае в возрасте 15 - 24 лет ниже уровня занятости населения края и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению. В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 20,3 до 17,9 процента, а в группе 15 - 24 года с 6,3 до 5,6 процента, что более чем в 10,6 раза ниже значения уровня занятости населения - 59,9 процента в 2020 году.


При этом наиболее высок уровень занятости в возрастных группах 30 - 34 года и 25 - 29 лет. За счет этого уровень занятости в целом в возрастной группе 15 - 34 лет выше среднего уровня занятости населения в Приморском крае. Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет. В 2020 году снижение уровня занятости затронуло и эти возрастные группы (минимальные уровни - 5,1 процента в возрастной группе 15 - 19 лет и 47,2 процентов в возрастной группе 20 - 24 года).


Уровень безработицы молодежи в возрасте 15 - 24 года почти в 3,45 раза выше среднего уровня безработицы населения Приморского края, в то время как в возрастной группе 15 - 34 лет он превышает средний уровень безработицы менее чем в 1,5 раза. В 2020 году уровень безработицы среди молодежи достиг 8,6 процента, а в возрастной группе 15 - 24 года - 19,0 процента по отношению к среднего уровня Приморского края 5,5 процента.


Традиционно наиболее высокий уровень безработицы был характерен для молодежной группы 15 - 19 лет. Если до 2019 года он непрерывно снижался (с 42,0 процента - в 2017 году до 18,4 процента - в 2019 году), то в 2020 году увеличился до 26,0 процента. Заметно вырос и уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20 - 24 лет (с 15,2 до 18,3 процента). Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на уровень безработицы и возрастных группах 25 - 29 лет (рост с 4,9 до 6,7 процента), 30 - 34 года (рост с 4,0 процента до 6,4 процентов).


В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы молодежи сохраняется пока выше значений указанного показателя 2019 года.


К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:


ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20 - 24 года;


относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;


отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;


несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;


наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;


низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;


отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;


неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;


несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.


Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.


Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.



III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

(в ред. Распоряжения Правительства Приморского края от 03.06.2024 N 335-рп)



Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.


Основными задачами Программы являются:


содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (профориентация обучающихся, упрощение трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, содействие занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет);


содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы (адресное трудоустройство таких категорий, повышение конкурентоспособности на рынке труда молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование молодежи, содействие в получении образования и занятости лицам, находящимся в местах лишения свободы);


организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций (совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема, взаимодействие органов службы занятости и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, реализация профессиональных возможностей через участие в мероприятиях молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды";


развитие цифровых систем в сфере труда и занятости молодежи (развитие подсистемы мониторинга трудоустройства выпускников, совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики, организация целевого обучения на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России");


содействие профессиональному развитию молодых работников (реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства, подготовка предложений по формам занятости в целях предоставления возможностей для профессионального развития молодежи, реализация проекта "Больше, чем работа", стимулирование трудовой мобильности молодежи, определение понятия "наставник" и порядка осуществления наставничества, мониторинг уровня безработицы молодежи, проведение всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи).


В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью, а также будут востребованы на рынке труда ввиду нехватки кадров.



IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Программа разработана на 2022 - 2030 годы.


Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматривается:


участие в развитии отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;


подготовка предложений по запросу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях расширения возможности для занятости молодежи;


реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;


совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.


Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.


Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.



V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляется министерством профессионального образования и занятости населения Приморского края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»