В целях приведения в соответствие с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2021 N 929 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" приказываю:
1. Внести в приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 23.01.2015 N 22 "Об отдельных вопросах оценки индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания" (далее - Приказ) следующие изменения:
в пункте 1:
в абзаце втором слово "постороннем" заменить словами "социальном обслуживании, в том числе в";
в абзаце третьем слово "постороннем" заменить словами "социальном обслуживании, в том числе в";
изложить Положение об определении индивидуальной потребности граждан в постороннем уходе в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Контроль за организацией исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента по делам инвалидов и организации социального обслуживания Щербицкую О.В.
3. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте министерства в сети Интернет.
4. Настоящий Приказ вступает в силу с 01.04.2022.
Министр
Р.А.ВОРОБЬЕВА
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В УХОДЕ
1.1. Положение об определении индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в уходе, (далее - Положение) регулирует порядок определения индивидуальной потребности граждан в постороннем уходе, структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов граждан, проживающих в муниципальных образованиях Самарской области, определенных приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) пилотными территориями в рамках реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
В настоящем Положении используются следующие понятия:
- понятия "система долговременного ухода", "Социальный пакет долговременного ухода", "уход", "социальные услуги по уходу", "граждане, нуждающиеся в уходе", "граждане, осуществляющие уход" применяются в значении, установленном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2021 N 929 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе" (далее - приказ от 29.12.2021 N 929).
1.2. Настоящее Положение распространяется на граждан, обратившихся для признания нуждающимся в социальном обслуживании в территориальные комиссии по месту жительства (пребывания), созданные при министерстве (далее - Комиссия), расположенные на территории муниципальных образований Самарской области, определенных приказом министерства пилотными территориями в рамках реализации проекта системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
1.3. Процедура определения индивидуальной потребности в постороннем уходе проводится при:
- первичном обращении гражданина за предоставлением социального обслуживания;
- пересмотре индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ), а также при возникновении обстоятельств, которые улучшили или ухудшили состояние получателя услуг, согласно периодичности, установленной приказом от 29.12.2021 N 929, в соответствии с Порядком пересмотра индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденным приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
1.4. Определение индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в уходе, включает:
- определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в уходе, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений и иных имеющихся ресурсов (далее - определение индивидуальной потребности гражданина в уходе);
- установление при определении индивидуальной потребности гражданина в уходе уровня нуждаемости в уходе;
- подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, а также иных социальных услуг (с его согласия);
- составление индивидуальной программы, включающей социальные услуги, входящие в социальный пакет долговременного ухода, заключение договора о социальном обслуживании.
При определении индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе учитываются:
- заключения врачебных комиссий медицинских организаций, содержащие клинико-функциональные данные о гражданине;
- результаты медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения;
- результаты дополнительных обследований гражданина, проведенных в медицинских организациях;
- результаты медико-социальной экспертизы гражданина (при наличии у него инвалидности);
- результаты обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий, граждан, осуществляющих уход;
- информация, полученная от лиц, которые находятся в постоянном общении с гражданином (членов семьи, родственников, друзей, соседей и других лиц);
- иная информация, полученная в том числе от участников системы долговременного ухода в рамках межведомственного взаимодействия посредством информационного обмена сведениями о гражданине, нуждающемся в уходе.
Рекомендуемый объем социального обслуживания определяется в соответствии с приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 08.02.2019 N 59 "Об утверждении основных требований к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг" (далее - приказ N 59).
1.5. Установление гражданину с 1 по 3 уровень нуждаемости является показанием к включению в систему долговременного ухода и подбору ему соответствующего социального пакета долговременного ухода.
При этом первому уровню нуждаемости в постороннем уходе соответствует 3 группа ухода (до 2 раз в день 3 - 7 дней в неделю);
второму уровню нуждаемости в постороннем уходе соответствует 4 группа ухода (до 3 раз в день 4 - 7 дней в неделю);
третьему уровню нуждаемости в постороннем уходе соответствует 5 группа ухода (до 4 раз в день 5 - 7 дней в неделю).
Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого в форме социального обслуживания на дому в рамках системы долговременного ухода, составляет от 14 до 28 часов в неделю.
Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого в полустационарной форме социального обслуживания или в сочетании формы социального обслуживания на дому и полустационарной формы социального обслуживания, составляет не более 28 часов в неделю.
При установлении у гражданина первого уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме 14 часов в неделю.
При установлении у гражданина второго уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме 21 час в неделю.
При установлении у гражданина третьего уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме 28 часов в неделю.
Данные об индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, включая параметры нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода и уровень нуждаемости, вносятся в индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
2.1. Определение индивидуальной потребности гражданина в уходе осуществляется с использованием анкеты-опросника по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании (далее - анкета-опросник), форма которой предусмотрена приложением N 1 к Положению, оформляемой в соответствии с правилами заполнения анкеты-опросника, предусмотренными приложением N 2 к Положению, в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления о предоставлении социального обслуживания или обращения в Комиссию для пересмотра ИППСУ.
Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в уходе является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, иных социальных услуг и условий их предоставления, включающих следующие параметры:
- характер ухода - потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, не способного самостоятельно или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности), или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
- периодичность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз);
- интенсивность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);
- продолжительность ухода - потребность в объеме часов, требуемых для предоставления социальных услуг по уходу в неделю и в день;
- время предоставления ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);
- форма социального обслуживания или их сочетание;
- график предоставления социальных услуг по уходу и иных социальных услуг.