ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 марта 2022 года N 290-р


О Стратегии развития государственной ветеринарной службы в Республике Саха (Якутия) до 2030 года

(с изменениями на 20 июня 2024 года)

(в ред. распоряжения Правительства РС(Я) от 20.06.2024 N 701-р)



В целях проведения единой государственной политики по развитию государственной ветеринарной службы в Республике Саха (Якутия):


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития государственной ветеринарной службы в Республике Саха (Якутия) до 2030 года.


2. Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) (Петров П.Л.) обеспечить реализацию Стратегии развития государственной ветеринарной службы в Республике Саха (Якутия) до 2030 года.


3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Никифорова М.В.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 марта 2022 г. N 290-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2030 ГОДА

(в ред. распоряжения Правительства РС(Я) от 20.06.2024 N 701-р)



I. Введение, общие положения, действующая нормативная правовая база


Стратегия развития государственной ветеринарной службы в Республике Саха (Якутия) до 2030 года (далее - Стратегия) определяет приоритетные направления и основные механизмы развития государственной ветеринарной службы Республики Саха (Якутия) для создания эффективной системы в сфере обеспечения стабильного эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Саха (Якутия).


При разработке Стратегии учтены требования следующих нормативных правовых документов:


1) Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


2) Закон Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 г. 1742-З N 1041-V "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)";


3) Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года";


4) инструмент оценки эффективности ветеринарной службы 2010 года, разработанный Всемирной организацией по охране здоровья животных в целях определения методики оценки текущей деятельности ветеринарной службы и мониторинга ее эффективности;


5) требования и решения Международного эпизоотического бюро в рамках регионализации территории Российской Федерации.


Исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по реализации государственной политики в области ветеринарии, государственного надзора в области обращения с животными, является Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия).


Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) образован в 2010 году в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2010 г. N 276 "О некоторых вопросах ветеринарной службы Республики Саха (Якутия)" путем выделения и реорганизации Управления ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в самостоятельный исполнительный орган государственной власти - Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия).


В Стратегии содержится анализ современного состояния государственной ветеринарной службы Республики Саха (Якутия) и способы модернизации ее материально-технической базы в целях повышения эффективности работы ветеринарной работы.


Обеспечение благополучия населения посредством защиты здоровья животных и получения безопасных и качественных продовольственных товаров местного производства является важнейшей задачей АПК. Продовольственная безопасность республики зависит от уровня биологической безопасности на объектах переработки, производства и оборота продукции растениеводства и животноводства.


Государственные мероприятия по обеспечению ветеринарно-санитарного и эпизоотического благополучия строятся на международных договорах в сфере применения ветеринарно-санитарных мер и безопасности пищевых продуктов, которые имеют приоритет над федеральными нормативными правовыми актами:


1) инструмент оценки эффективности ветеринарной службы 2010 года, разработанный Всемирной организацией по охране здоровья животных в целях определения методики оценки текущей деятельности ветеринарной службы и мониторинга ее эффективности;


2) требования и решения Международного эпизоотического бюро в рамках регионализации территории Российской Федерации;


3) решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции";


4) решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 67 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции";


5) решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции".


Федеральными нормативными правовыми актами в области обеспечения ветеринарно-санитарного и эпизоотического благополучия являются:


1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;


2) Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";


3) Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии";


4) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";


5) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";


6) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".


В соответствии с требованиями международных стандартов МЭБ необходимо организовать проведение мероприятий по поддержанию статуса свободного региона от заразных болезней, которые имеют способность к опасному и быстрому распространению, сопровождаются серьезными последствиями в области общественной экономики и здравоохранения.


В связи с этим требуются комплексная нормативная правовая база и бюджетное финансирование применения обязательных ветеринарно-санитарных мер, включая компенсацию владельцам стоимости животных в случае их вынужденного убоя и уничтожения при установлении ограничительных мероприятий (карантина).


Нормативную правовую базу обеспечения ветеринарно-санитарного и эпизоотического благополучия дополнительно формируют постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые документы, ветеринарные и санитарные правила и нормы, инструкции федеральных органов исполнительной власти.


Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" решение основных задач в области ветеринарии возложено на Государственную ветеринарную службу Российской Федерации, в систему которой входят уполномоченные в области ветеринарии исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.


Развитие ветеринарной службы необходимо для достижения целей, указанных в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года, в частности, для стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов.


Одной из целей, указанных в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года, является формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего внутренний рынок собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества. Достижение данной цели невозможно без соответствующего развития ветеринарной службы, которая обеспечивает безопасность и высокое качество продукции животноводства. Помимо этого, ветеринарная служба проводит лабораторные тесты, которые необходимы для сертификации продукции и выпуска их на рынок.


Основополагающая цель Стратегии - трансформация государственной ветеринарной службы к 2025 году в современную многопрофильную службу, отвечающую требованиям международных стандартов, обеспечивающую ветеринарно-санитарное и эпизоотическое благополучие региона, а также дальнейшее устойчивое развитие службы до 2030 года.


Стремление к достижению стратегической цели государственной ветеринарной службы Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью стратегической цели социально-экономического развития региона на долгосрочный период, а именно лидерство Якутии в мире по конкурентоспособности человеческого капитала.


Для достижения стратегической цели необходимо решение следующих задач:


1) формирование современной материально-технической базы как необходимое условие повышения эффективности отрасли сегодня: мобильность и безопасность ветеринарных услуг, точные и качественные результаты лабораторных исследований;


2) внедрение цифровых технологий - основа долгосрочного развития ветеринарной службы: маркирование, электронная сертификация, автоматизация труда, развитие информационных систем;


3) совершенствование кадровой политики как гарантия качественных изменений в отрасли;


4) повышение эффективности и качества работы ветеринарной службы - внутренние изменения административного управления и производства ветеринарных услуг: инжиниринг процессов, компенсация выпадающих доходов, оптимальное размещение, аккредитация лабораторий.



II. Современное состояние ветеринарной службы в Республике Саха (Якутия)



2.1. Региональные особенности агропромышленного комплекса Якутии, эпизоотическое и ветеринарно-санитарное состояние в Республике Саха (Якутия)


Агропромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики в Республике Саха (Якутия). Сельскохозяйственное производство ведется в непростых природно-климатических условиях, на территориях с недостаточно развитой инфраструктурой, особенно энергетической и транспортной, при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства, ограниченной доступности на данной территории и разбросанности производителей сельскохозяйственной продукции на большой территории республики.


Среди субъектов Российской Федерации Республика Саха (Якутия) занимает первое место по поголовью табунных лошадей, третье место по поголовью северных оленей домашнего содержания.


Среди 11 субъектов Дальневосточного федерального округа Якутия с поголовьем крупного рогатого скота в количестве 180,9 тыс. голов, в том числе коров - 72,0 тыс. голов занимает третье место, с поголовьем птиц 858,7 тыс. голов - пятое (таблица 2.1.1).


По производству продукции сельского хозяйства Республика Саха (Якутия) занимает третье место на Дальнем Востоке. За 2020 год произведено продукции сельского хозяйства в размере 26,2 млрд. рублей (таблица 2.1.2).



Таблица 2.1.1



Основные показатели сельского хозяйства по всем категориям хозяйств

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»