ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 марта 2022 года N 94-РП


Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Свердловской области на 2022 - 2024 годы

(с изменениями на 30 ноября 2023 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Свердловской области от 07.10.2022 N 610-РП, от 24.03.2023 N 167-РП, от 30.11.2023 N 873-РП)




Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 04.01.2017 N Пр-32, в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Правил проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2015 N 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", подпунктом "а" пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", подпунктом "г" пункта 10 Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", в целях обеспечения сбалансированности областного и местных бюджетов:


1. Утвердить план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Свердловской области на 2022 - 2024 годы (далее - план мероприятий) (прилагается).


2. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области обеспечить:


1) реализацию плана мероприятий в установленные сроки;


2) представление ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство финансов Свердловской области отчета о выполнении плана мероприятий по форме согласно приложению N 2 к плану мероприятий.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:


1) разработать и обеспечить реализацию плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, на 2022 - 2024 годы (далее - план мероприятий муниципального образования);


2) ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Министерство финансов Свердловской области информацию о выполнении плана мероприятий муниципального образования.


4. Рекомендовать Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Министерство финансов Свердловской области информацию о выполнении плана мероприятий.


5. Признать утратившим силу Распоряжение Правительства Свердловской области от 24.06.2019 N 297-РП "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Свердловской области на 2019 - 2021 годы" с изменениями, внесенными Распоряжениями Правительства Свердловской области от 18.03.2020 N 78-РП и от 20.04.2021 N 174-РП.


6. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на Вице-губернатора Свердловской области О.Л. Чемезова.


7. Действие настоящего Распоряжения распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2022 года.


8. Настоящее Распоряжение опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ



Утвержден
Распоряжением Правительства
Свердловской области
от 10 марта 2022 г. N 94-РП
"Об утверждении плана мероприятий
по оздоровлению государственных финансов
Свердловской области
на 2022 - 2024 годы"



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 - 2024 ГОДЫ

(в ред. Распоряжений Правительства Свердловской области от 07.10.2022 N 610-РП, от 24.03.2023 N 167-РП, от 30.11.2023 N 873-РП)




Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящий план мероприятий разработан в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Правил проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2015 N 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", подпунктом "а" пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", подпунктом "г" пункта 10 Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", а также методическими рекомендациями по разработке и реализации программы оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации и типовым планом мероприятий по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов, размещенными на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Настоящий план мероприятий направлен на эффективное управление государственными и муниципальными финансами, обеспечение устойчивости бюджетной системы Свердловской области и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), в сфере повышения налоговых и неналоговых доходов областного и местных бюджетов, оптимизации расходов областного и местных бюджетов, совершенствования управления государственным долгом Свердловской области.



Раздел 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


С 2014 года в Свердловской области реализуются план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию государственной долговой политики Свердловской области и план мероприятий ("дорожная карта") по повышению доходного потенциала Свердловской области.


За период с 2018 года по 1 октября 2021 года бюджетный эффект от реализации вышеназванных планов составил более 65 млрд. рублей.


На протяжении последних лет финансовая система Свердловской области столкнулась с рядом факторов и вызовов, оказавших значительное влияние на формирование собственной доходной базы:


зависимость экономики от мировой конъюнктуры цен на товары, производимые и экспортируемые предприятиями Свердловской области, и от волатильности курса мировых валют;


эпидемиологическая угроза, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (далее - коронавирусная инфекция) в 2020 году, и необходимость принятия мер поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики;


ежегодное изменение налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, направленное на перераспределение доходных источников в пользу федерального бюджета при сохранении или увеличении налоговой нагрузки. Так, централизация в федеральном бюджете налога на прибыль организаций в размере 1% и исключение движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций привели к снижению собственных доходов областного бюджета в 2017 - 2020 годах в объеме около 42,0 млрд. рублей.


Кроме того, введение с 1 января 2021 года рентного коэффициента к ставкам налога на добычу полезных ископаемых (3,5) существенно увеличило налоговую нагрузку на предприятия горнодобывающей отрасли Свердловской области, в результате чего уменьшение поступлений от горнодобывающих предприятий по налогу на прибыль организаций в областной бюджет в 2021 году составило около 1,0 млрд. рублей.


Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области составил в 2018 году 276,6 млрд. рублей с ростом к уровню 2017 года на 17%, в 2019 году - 283,4 млрд. рублей, что на 2,5% выше уровня 2018 года, в 2020 году - 279,5 млрд. рублей, что на 2,4% ниже уровня 2019 года.


В сложившихся условиях проведение в Свердловской области взвешенной бюджетной и налоговой политики позволило обеспечить сбалансированность и устойчивость региональной финансовой системы.


Основными бюджетообразующими налогами являются налог на доходы физических лиц (в 2020 году поступления составили 41% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и 37% - областного бюджета), налог на прибыль организаций (за тот же период поступления составили соответственно 30% и 28%), налог на имущество организаций (7,5% и 10%) и акцизы (8% консолидированного и областного бюджетов).


Поступления по налогу на доходы физических лиц возросли в период с 2018 года по 2020 год на 14,1% (с 99,9 млрд. рублей в 2018 году до 114,0 млрд. рублей в 2020 году) в результате ежегодного роста фонда заработной платы работающих, увеличения коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области, а также за счет увеличения работодателями заработной платы по результатам проведения адресной работы с хозяйствующими субъектами в рамках межведомственных комиссий, действующих на уровне Правительства Свердловской области, муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и работы комиссий по легализации налоговой базы, созданных в налоговых органах, расположенных на территории Свердловской области.


Поступления по налогу на прибыль организаций наиболее подвержены колебаниям конъюнктуры мировых рынков. В 2018 году поступления по данному налогу составили 85,6 млрд. рублей с ростом к уровню 2017 года на 25%. В 2019 - 2020 годах произошло снижение поступлений: в 2019 году поступило 84,2 млрд. рублей, что на 2% ниже уровня 2018 года в связи с уменьшением поступлений от налогоплательщиков, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, в результате уменьшения объемов производства и перераспределения налога между участниками консолидированных групп; в 2020 году поступило 78,1 млрд. рублей, что на 7% ниже 2019 года в связи со снижением показателей деятельности организаций в результате уменьшения объемов производства и реализации продукции по причине введения ограничительных мер с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции, снижения цен на металлы на мировых рынках и роста расходов на обслуживание кредитов в иностранной валюте.


Поступления по налогу на имущество организаций за период с 2018 года по 2020 год снизились на 31% (с 30,4 млрд. рублей в 2018 году до 20,9 млрд. рублей в 2020 году) в связи с исключением движимого имущества из налоговой базы по налогу на имущество организаций.


Поступления по акцизам возросли с 18,1 млрд. рублей в 2018 году до 22,8 млрд. рублей в 2020 году (на 30%) в результате роста ставок акцизов, увеличения нормативов отчислений в областной бюджет, а также в связи с ростом объемов производства подакцизных товаров (пива) на территории Свердловской области.


В 2021 году восстановление экономики и улучшение финансового положения предприятий базовых отраслей промышленности оказали положительное влияние на исполнение доходной части консолидированного бюджета Свердловской области.


За 10 месяцев 2021 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Свердловской области составили 297,2 млрд. рублей, что на 34% выше уровня аналогичного периода 2020 года. В областной бюджет поступило 242,2 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов (рост на 40%).


Основными направлениями налоговой политики в 2018 - 2021 годах являлись совершенствование механизмов налогового стимулирования, направленных на сохранение и развитие налогового потенциала Свердловской области, повышение уровня инвестиционной привлекательности Свердловской области и рост деловой активности, а также повышение эффективности применения стимулирующих налоговых мер с учетом результатов оценки их эффективности.


В Свердловской области проводится работа по оценке налоговых расходов в рамках развития комплексной системы учета и контроля налоговых льгот и преференций, предоставленных в соответствии с законодательством Свердловской области.


Объем налоговых расходов областного бюджета с учетом уточненных деклараций по налогам, представленных налогоплательщиками, в 2018 году составил 15,4 млрд. рублей, в 2019 году - 14,3 млрд. рублей, в 2020 году - 16,0 млрд. рублей, в 2021 году - 21,6 млрд. рублей, в 2022 году - 21,7 млрд. рублей, предварительная оценка за 2023 год - 18,2 млрд. рублей.


(в ред. Распоряжения Правительства Свердловской области от 30.11.2023 N 873-РП)


Из них свыше 90% составляют стимулирующие налоговые льготы, что позволяет ежегодно наращивать доходную часть областного бюджета за счет увеличения числа хозяйствующих субъектов и создания новых рабочих мест в результате реализации крупных инвестиционных проектов.


В 2019 году 69,9% от общей суммы расходов консолидированного бюджета Свердловской области имели социальную направленность. Расходы на образование составили 32,4%, социальную политику - 22,3%, здравоохранение - 8,3%, физическую культуру и спорт - 3,1%.


В 2020 году 71,2% от общей суммы расходов консолидированного бюджета Свердловской области имели социальную направленность. Расходы на образование составили 29,5%, социальную политику - 23,5%, здравоохранение - 11%, физическую культуру и спорт - 3,9%.


Информация об основных показателях исполнения консолидированного бюджета Свердловской области за 2018 - 2021 годы приведена в таблице 1.


ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2018 - 2021 ГОДЫ




Таблица 1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»