1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, учитывая пункт 2 Распоряжения Губернатора Красноярского края от 30.03.2021 N 140-рг, "О дополнительных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае", утвердить региональную программу Красноярского края "Развитие малого и среднего предпринимательства Красноярского края до 2024 года" согласно приложению.
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Заместитель председателя
Правительства края -
министр финансов края
В.В.БАХАРЬ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2024 ГОДА"
Основание создания и реализации региональной программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, Распоряжение Губернатора Красноярского края от 30.03.2021 N 140-рг |
Координатор региональной программы | агентство развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края |
Основные исполнители региональной программы | министерство культуры Красноярского края; министерство лесного хозяйства Красноярского края; министерство образования Красноярского края; министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство строительства Красноярского края; министерство транспорта Красноярского края; министерство финансов Красноярского края; министерство цифрового развития Красноярского края; министерство экономики и регионального развития Красноярского края; агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края; агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края; агентство по туризму Красноярского края; агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края; агентство развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края; агентство труда и занятости населения Красноярского края |
Партнеры региональной программы (по согласованию) | акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "Корпорация "МСП"); союз "Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата"; автономная некоммерческая организация "Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания" (далее - АНО "Центр "Мой бизнес"); краевое государственное автономное учреждение "Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор" (далее - КГАУ "КРИТБИ"); краевое государственное автономное учреждение "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности" (далее - КГАУ "КФН"); автономная некоммерческая организация "Корпорация развития Енисейской Сибири"; Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - Красноярскстат); Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Красноярскому краю; Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет"; Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства"; краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр развития профессионального образования" |
Цель и задачи региональной программы | целью региональной программы является увеличение количества занятых в секторе малого и среднего предпринимательства Красноярского края. Задачи региональной программы: 1) сформировать комплексную систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом приоритизации отраслей; 2) обеспечить условия для производственной кооперации и оказания финансовой, имущественной, информационной, маркетинговой и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования их развития в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - мероприятия по "выращиванию"); 3) обеспечить снижение административных, нормативно-технических и иных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе развитии деятельности субъектов инновационной деятельности; 4) обеспечить вовлечение различных целевых аудиторий (школьников и студентов, молодежи, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц предпенсионного возраста и других) в предпринимательскую деятельность; 5) сформировать финансовые, налоговые, административные условия, направленные на сокращение скрытой (теневой) деятельности в сфере предпринимательства и сокращение неформальной занятости |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы | увеличена численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае за счет формирования комфортной среды для ведения предпринимательской деятельности; увеличен охват субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края мерами государственной поддержки; изменена отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края со смещением в сторону производств с высокой добавленной стоимостью и отраслей, имеющих высокую социальную значимость; сформирован имидж Красноярского края как региона, привлекательного для ведения предпринимательской деятельности |
Сроки и этапы реализации региональной программы | 2022 - 2024 годы: I этап "Развертывание региональной программы и формирование институциональных условий для развития малого и среднего предпринимательства": 2022 год; II этап "Реализация и масштабирование региональной программы": 2023 - 2024 годы |
Целевые показатели реализации региональной программы | численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства Красноярского края (с учетом самозанятых граждан): 2022 год - 421,5 тыс. человек; 2023 год - 429,9 тыс. человек; 2024 год - 435,4 тыс. человек. Охват субъектов малого и среднего предпринимательства информационной и консультационной поддержкой (ежегодно): 2022 - 8%; 2023 - 12%; 2024 - 15%. Объем инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства Красноярского края (малые предприятия, ежегодно): 2022 год - 14,0 млрд рублей; 2023 год - 15,6 млрд рублей; 2024 год - 17,1 млрд рублей |
Дополнительные показатели реализации региональной программы | доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (ежегодно): 2022 год - 23,06%; 2023 год - 23,49%; 2024 год - 23,91%. Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (нарастающим итогом): 2022 год - 70,5 тыс. человек; 2023 год - 75,8 тыс. человек; 2024 год - 80,6 тыс. человек. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края, получивших консультационную и информационную поддержку (ежегодно): 2022 год - 5,92 тыс. ед., в том числе 1,079 тыс. ед. субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги; 2023 год - 8,05 тыс. ед., в том числе 1,294 тыс. ед. субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги; 2024 год - 10,07 тыс. ед., в том числе 1,553 тыс. ед. субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги. Количество субъектов инновационной деятельности, получивших нормативно-техническую, организационную и консультативную поддержку (нарастающим итогом): 2022 год - 100 ед.; 2023 год - 140 ед.; 2024 год - 200 ед. Количество физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получивших консультационную и информационную поддержку (ежегодно): 2022 год - 0,74 тыс. человек; 2023 год - 1,19 тыс. человек; 2024 год - 1,55 тыс. человек. Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовой организацией субъектам малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом): 2022 год - 554 ед.; 2023 год - 584 ед.; 2024 год - 617 ед. Объем выданных микрозаймов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (ежегодно): 2022 год - 6,6 млн рублей; 2023 год - 7,3 млн рублей; 2024 год - 7,6 млн рублей. Объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства и начинающим предпринимателям при гарантийной поддержке региональной гарантийной организации (ежегодно): 2022 год - 243,23 млн рублей; 2023 год - 253,07 млн рублей; 2024 год - 263,13 млн рублей. Количество проведенных тренингов по обучающим программам ежегодно: 2022 год - не менее 12; 2023 год - не менее 12; 2024 год - не менее 12. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших программу "выращивание": 2022 год - 20 ед.; 2023 год - 25 ед.; 2024 год - 30 ед. Количество муниципальных служащих, прошедших обучение для работы с субъектами малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом): 2022 год - 70 человек; 2023 год - 110 человек; 2024 год - 150 человек |
Региональная программа Красноярского края "Развитие малого и среднего предпринимательства Красноярского края до 2024 года" (далее - региональная программа) определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае.
Региональная программа основывается на Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года", национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законе Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2528 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае", Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, а также Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п (далее - стратегия социально-экономического развития).
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Красноярском крае ориентировано на приоритеты, обозначенные в вышеуказанных нормативных правовых актах.
Принципы региональной программы соответствуют основным принципам государственной политики в области развития МСП, утвержденным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Термины, используемые в настоящей региональной программе, соответствуют основным понятиям, определенным в Законе N 209-ФЗ.
Понятия, используемые в настоящей региональной программе:
акселерационное мероприятие - комплекс мероприятий, нацеленных на создание и (или) развитие бизнеса и обеспечивающих поддержку малых предприятий, результатом которых является, в том числе снижение предпринимательских рисков, развитие профессиональных компетенций сотрудников, а также повышение инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых субъектами МСП;
факторинговая платформа - онлайн-платформа, создаваемая для получения финансирования субъектами МСП;
краудфандинг - механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц для финансирования как коммерческих, так и некоммерческих проектов;
региональная микрофинансовая организация - созданная на базе АНО "Центр "Мой бизнес" организация, обеспечивающая доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к микрозаймам по льготной ставке.
Точка кипения - пространство коллективной работы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия по стимулированию и поддержке экспортной деятельности субъектов МСП Красноярского края предусмотрены региональной программой по развитию экспорта Красноярского края до 2024 года, утвержденной Распоряжением Правительства Красноярского края от 26.11.2021 N 820-р, и не приводятся в настоящей региональной программе в целях исключения дублирования.
Предпосылками для разработки региональной программы являются необходимость повышения роли МСП в социально-экономическом развитии Красноярского края, а также необходимость привлечения дополнительных средств для поддержки субъектов МСП из федерального бюджета и внебюджетных источников. Кроме того, формирование комплексной региональной программы по поддержке малого и среднего бизнеса позволит преодолеть проблемы организационного характера, связанные с недостаточным уровнем межведомственного взаимодействия в вопросах государственной поддержки МСП.
Также следует отметить, что согласно специальному докладу Президенту Российской Федерации Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) необходимо пересмотреть принципы государственного регулирования сферы МСП. Отмечается, что развитие сектора МСП - это реализация социальной функции, вклад в обеспечение занятости и доступности товаров, работ, услуг. Также, по мнению Уполномоченного, необходимо пересмотреть виды государственной поддержки, перейдя от категорий "микро", "малый", "средний" к выработке единой стратегии поддержки по видам экономической деятельности. Региональная программа является одним из инструментов, направленных на реализацию указанной политики по развитию МСП на территории Красноярского края.
В Красноярском крае по состоянию на 10.01.2020 было зарегистрировано 106969 субъектов МСП, в том числе средние предприятия - 256 субъектов, малые предприятия - 3364, микропредприятия - 42898, а также 60451 индивидуальных предпринимателей.
На начало 2021 года число субъектов МСП снизилось на 5,2% и составило 101355 единиц, среди которых средние предприятия - 264 субъекта, малые предприятия - 3201 субъект, микропредприятия - 39042 субъектов, индивидуальных предпринимателей - 58848 человек.
При этом за 2021 год в Красноярском крае отмечается сокращение смертности бизнеса на 51,2%.
Одной из причин сокращения количества субъектов МСП в Красноярском крае в 2020 году является ухудшение экономической ситуации, в связи распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (далее - новая коронавирусная инфекция). Кроме того, следует также учитывать факт перехода части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в число самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые граждане). По состоянию на 31.12.2021 в Красноярском крае зарегистрировано 64621 самозанятых граждан.
Также следует отметить, что в III - IV квартале 2020 года было отмечено восстановление деловой активности, что в том числе отразилось на показателях по численности занятых у субъектов МСП: по итогам 2020 года совокупная численность занятых (с учетом самозанятых граждан) возросла на 2,2% и составила 401,8 тыс. человек.
Тем не менее, большинство предпринимателей охарактеризовали свое экономическое состояние на начало 2021 года как неблагоприятное (83%). При этом, 51% испытывали снижение финансовых показателей, 20% - кризис, а 12% планировали вовсе закрыть собственный бизнес. Лишь 14% считали состояние своей компании стабильным, и только 3% отмечали рост.
Оценка деловой среды показала, что большинство предпринимателей отмечали, что деловая среда в Красноярском крае является неблагоприятной или скорее неблагоприятной для ведения бизнеса (74%); лишь 5% опрошенных считают среду благоприятной. При этом 21% рассматривали ее как скорее благоприятную.
Отдельно предприниматели отмечают сложность языка законов, что также не позволяет начинающим предпринимателям ориентироваться в утвержденных нормах и требованиях к ведению деятельности. Отмечается, что результатом являются, в том числе, нарушения и административные штрафы по неисполнению требований.
Основная часть сектора МСП (41%) в России работает в области оптовой и розничной торговли. Обрабатывающие производства в структуре сектора МСП занимают не более 7%, дают не более 10% оборота, что не соответствует структуре сектора МСП в развитых странах (например, в ФРГ обрабатывающая промышленность дает не менее 20% добавленной стоимости МСП, в Китае - более 40%. В Японии сектор МСП отвечает за 50% добавленной стоимости промышленного сектора), в большинстве европейских стран значительная часть базовых потребительских товаров создаются локально и не импортируются из других стран. В России сектор местных производств развит недостаточно, что при значительном спросе на внутреннем рынке и создании условий со стороны государства может представлять потенциальную возможность для притока инвестиций, роста ВВП, увеличения занятости.
При этом на начало 2022 года число субъектов МСП увеличилось на 3,0% относительно уровня 2021 года и составило 104443 единицы, среди которых средние предприятия - 261 субъект, малые предприятия - 3086 субъектов, микропредприятия - 38398 субъектов, индивидуальных предпринимателей - 62698 человек. Отраслевая структура субъектов МСП Красноярского края в целом остается неизменной на протяжении последних нескольких лет и коррелирует с отраслевой структурой по России. По состоянию на конец 2021 года по числу субъектов МСП отраслевая структура выглядит следующим образом:
торговля - 36,9%;
сфера услуг и туризм - 19,3%;
транспортная отрасль - 11,0%;
строительство - 9,4%;
обрабатывающая промышленность - 5,5%;
сельское хозяйство - 2,3%;
лесная промышленность - 2,0%;
прочие виды деятельности - 13,6%.
Специфика развития МСП в отдельных отраслях представлена ниже.
3.1. Торговля.
В Красноярском крае на начало 2022 года по 3 видам экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт" (ОКВЭД 45), "Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами" (ОКВЭД 46), и "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами" (ОКВЭД 47) зарегистрировано 38593 субъекта МСП.
Среди категорий субъектов МСП преобладает индивидуальное предпринимательство - зарегистрировано 25459 (66,0% от числа субъектов МСП). Микропредприятий зарегистрировано 12120 единиц (31,4% от числа субъектов МСП), незначительно количество малых и средних предприятий: 924 малых (или 2,4% от числа субъектов МСП) и 90 средних (менее 1%).
Розничная торговля является одной из составляющих потребительского рынка, на результаты деятельности которой отразилось негативное влияние ограничительных мер, введенных в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.