ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 февраля 2022 года N 155-р


[Об утверждении региональной программы Красноярского края "Развитие малого и среднего предпринимательства"]



1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, учитывая пункт 2 Распоряжения Губернатора Красноярского края от 30.03.2021 N 140-рг, "О дополнительных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае", утвердить региональную программу Красноярского края "Развитие малого и среднего предпринимательства Красноярского края до 2024 года" согласно приложению.


2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.



Заместитель председателя
Правительства края -
министр финансов края
В.В.БАХАРЬ



Приложение
к Распоряжению
Правительства Красноярского края
от 25 февраля 2022 г. N 155-р



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2024 ГОДА"



1. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основание создания и реализации региональной программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, Распоряжение Губернатора Красноярского края от 30.03.2021 N 140-рг

Координатор региональной программы

агентство развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края

Основные исполнители региональной программы

министерство культуры Красноярского края;

министерство лесного хозяйства Красноярского края;

министерство образования Красноярского края;

министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;

министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края;

министерство социальной политики Красноярского края;

министерство строительства Красноярского края;

министерство транспорта Красноярского края;

министерство финансов Красноярского края;

министерство цифрового развития Красноярского края;

министерство экономики и регионального развития Красноярского края;

агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края;

агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края;

агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края;

агентство по туризму Красноярского края;

агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края;

агентство развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края;

агентство труда и занятости населения Красноярского края

Партнеры региональной программы (по согласованию)

акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "Корпорация "МСП");

союз "Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата";

автономная некоммерческая организация "Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания" (далее - АНО "Центр "Мой бизнес");

краевое государственное автономное учреждение "Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор" (далее - КГАУ "КРИТБИ");

краевое государственное автономное учреждение "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности" (далее - КГАУ "КФН");

автономная некоммерческая организация "Корпорация развития Енисейской Сибири";

Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - Красноярскстат);

Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Красноярскому краю;

Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет";

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства";

краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр развития профессионального образования"

Цель и задачи региональной программы

целью региональной программы является увеличение количества занятых в секторе малого и среднего предпринимательства Красноярского края.

Задачи региональной программы:

1) сформировать комплексную систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом приоритизации отраслей;

2) обеспечить условия для производственной кооперации и оказания финансовой, имущественной, информационной, маркетинговой и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования их развития в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - мероприятия по "выращиванию");

3) обеспечить снижение административных, нормативно-технических и иных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе развитии деятельности субъектов инновационной деятельности;

4) обеспечить вовлечение различных целевых аудиторий (школьников и студентов, молодежи, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц предпенсионного возраста и других) в предпринимательскую деятельность;

5) сформировать финансовые, налоговые, административные условия, направленные на сокращение скрытой (теневой) деятельности в сфере предпринимательства и сокращение неформальной занятости

Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы

увеличена численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае за счет формирования комфортной среды для ведения предпринимательской деятельности;

увеличен охват субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края мерами государственной поддержки;

изменена отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края со смещением в сторону производств с высокой добавленной стоимостью и отраслей, имеющих высокую социальную значимость;

сформирован имидж Красноярского края как региона, привлекательного для ведения предпринимательской деятельности

Сроки и этапы реализации региональной программы

2022 - 2024 годы:

I этап "Развертывание региональной программы и формирование институциональных условий для развития малого и среднего предпринимательства":

2022 год;

II этап "Реализация и масштабирование региональной программы": 2023 - 2024 годы

Целевые показатели реализации региональной программы

численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства Красноярского края (с учетом самозанятых граждан):

2022 год - 421,5 тыс. человек;

2023 год - 429,9 тыс. человек;

2024 год - 435,4 тыс. человек.

Охват субъектов малого и среднего предпринимательства информационной и консультационной поддержкой (ежегодно):

2022 - 8%;

2023 - 12%;

2024 - 15%.

Объем инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства Красноярского края (малые предприятия, ежегодно):

2022 год - 14,0 млрд рублей;

2023 год - 15,6 млрд рублей;

2024 год - 17,1 млрд рублей

Дополнительные показатели реализации региональной программы

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (ежегодно):

2022 год - 23,06%;

2023 год - 23,49%;

2024 год - 23,91%.

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (нарастающим итогом):

2022 год - 70,5 тыс. человек;

2023 год - 75,8 тыс. человек;

2024 год - 80,6 тыс. человек.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края, получивших консультационную и информационную поддержку (ежегодно):

2022 год - 5,92 тыс. ед., в том числе 1,079 тыс. ед. субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги;

2023 год - 8,05 тыс. ед., в том числе 1,294 тыс. ед. субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги;

2024 год - 10,07 тыс. ед., в том числе 1,553 тыс. ед. субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги.

Количество субъектов инновационной деятельности, получивших нормативно-техническую, организационную и консультативную поддержку (нарастающим итогом):

2022 год - 100 ед.;

2023 год - 140 ед.;

2024 год - 200 ед.

Количество физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получивших консультационную и информационную поддержку (ежегодно):

2022 год - 0,74 тыс. человек;

2023 год - 1,19 тыс. человек;

2024 год - 1,55 тыс. человек.

Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовой организацией субъектам малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом):

2022 год - 554 ед.;

2023 год - 584 ед.;

2024 год - 617 ед.

Объем выданных микрозаймов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (ежегодно):

2022 год - 6,6 млн рублей;

2023 год - 7,3 млн рублей;

2024 год - 7,6 млн рублей.

Объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства и начинающим предпринимателям при гарантийной поддержке региональной гарантийной организации (ежегодно):

2022 год - 243,23 млн рублей;

2023 год - 253,07 млн рублей;

2024 год - 263,13 млн рублей.

Количество проведенных тренингов по обучающим программам ежегодно:

2022 год - не менее 12;

2023 год - не менее 12;

2024 год - не менее 12.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших программу "выращивание":

2022 год - 20 ед.;

2023 год - 25 ед.;

2024 год - 30 ед.

Количество муниципальных служащих, прошедших обучение для работы с субъектами малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом):

2022 год - 70 человек;

2023 год - 110 человек;

2024 год - 150 человек



2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Региональная программа Красноярского края "Развитие малого и среднего предпринимательства Красноярского края до 2024 года" (далее - региональная программа) определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае.


Региональная программа основывается на Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года", национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законе Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2528 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае", Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, а также Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п (далее - стратегия социально-экономического развития).


Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Красноярском крае ориентировано на приоритеты, обозначенные в вышеуказанных нормативных правовых актах.


Принципы региональной программы соответствуют основным принципам государственной политики в области развития МСП, утвержденным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).


Термины, используемые в настоящей региональной программе, соответствуют основным понятиям, определенным в Законе N 209-ФЗ.


Понятия, используемые в настоящей региональной программе:


акселерационное мероприятие - комплекс мероприятий, нацеленных на создание и (или) развитие бизнеса и обеспечивающих поддержку малых предприятий, результатом которых является, в том числе снижение предпринимательских рисков, развитие профессиональных компетенций сотрудников, а также повышение инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых субъектами МСП;


факторинговая платформа - онлайн-платформа, создаваемая для получения финансирования субъектами МСП;


краудфандинг - механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц для финансирования как коммерческих, так и некоммерческих проектов;


региональная микрофинансовая организация - созданная на базе АНО "Центр "Мой бизнес" организация, обеспечивающая доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к микрозаймам по льготной ставке.


Точка кипения - пространство коллективной работы субъектов малого и среднего предпринимательства.


Мероприятия по стимулированию и поддержке экспортной деятельности субъектов МСП Красноярского края предусмотрены региональной программой по развитию экспорта Красноярского края до 2024 года, утвержденной Распоряжением Правительства Красноярского края от 26.11.2021 N 820-р, и не приводятся в настоящей региональной программе в целях исключения дублирования.


Предпосылками для разработки региональной программы являются необходимость повышения роли МСП в социально-экономическом развитии Красноярского края, а также необходимость привлечения дополнительных средств для поддержки субъектов МСП из федерального бюджета и внебюджетных источников. Кроме того, формирование комплексной региональной программы по поддержке малого и среднего бизнеса позволит преодолеть проблемы организационного характера, связанные с недостаточным уровнем межведомственного взаимодействия в вопросах государственной поддержки МСП.


Также следует отметить, что согласно специальному докладу Президенту Российской Федерации Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) необходимо пересмотреть принципы государственного регулирования сферы МСП. Отмечается, что развитие сектора МСП - это реализация социальной функции, вклад в обеспечение занятости и доступности товаров, работ, услуг. Также, по мнению Уполномоченного, необходимо пересмотреть виды государственной поддержки, перейдя от категорий "микро", "малый", "средний" к выработке единой стратегии поддержки по видам экономической деятельности. Региональная программа является одним из инструментов, направленных на реализацию указанной политики по развитию МСП на территории Красноярского края.



3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ МСП, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ


В Красноярском крае по состоянию на 10.01.2020 было зарегистрировано 106969 субъектов МСП, в том числе средние предприятия - 256 субъектов, малые предприятия - 3364, микропредприятия - 42898, а также 60451 индивидуальных предпринимателей.


На начало 2021 года число субъектов МСП снизилось на 5,2% и составило 101355 единиц, среди которых средние предприятия - 264 субъекта, малые предприятия - 3201 субъект, микропредприятия - 39042 субъектов, индивидуальных предпринимателей - 58848 человек.


При этом за 2021 год в Красноярском крае отмечается сокращение смертности бизнеса на 51,2%.


Одной из причин сокращения количества субъектов МСП в Красноярском крае в 2020 году является ухудшение экономической ситуации, в связи распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (далее - новая коронавирусная инфекция). Кроме того, следует также учитывать факт перехода части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в число самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые граждане). По состоянию на 31.12.2021 в Красноярском крае зарегистрировано 64621 самозанятых граждан.


Также следует отметить, что в III - IV квартале 2020 года было отмечено восстановление деловой активности, что в том числе отразилось на показателях по численности занятых у субъектов МСП: по итогам 2020 года совокупная численность занятых (с учетом самозанятых граждан) возросла на 2,2% и составила 401,8 тыс. человек.


Тем не менее, большинство предпринимателей охарактеризовали свое экономическое состояние на начало 2021 года как неблагоприятное (83%). При этом, 51% испытывали снижение финансовых показателей, 20% - кризис, а 12% планировали вовсе закрыть собственный бизнес. Лишь 14% считали состояние своей компании стабильным, и только 3% отмечали рост.


Оценка деловой среды показала, что большинство предпринимателей отмечали, что деловая среда в Красноярском крае является неблагоприятной или скорее неблагоприятной для ведения бизнеса (74%); лишь 5% опрошенных считают среду благоприятной. При этом 21% рассматривали ее как скорее благоприятную.


Отдельно предприниматели отмечают сложность языка законов, что также не позволяет начинающим предпринимателям ориентироваться в утвержденных нормах и требованиях к ведению деятельности. Отмечается, что результатом являются, в том числе, нарушения и административные штрафы по неисполнению требований.


Основная часть сектора МСП (41%) в России работает в области оптовой и розничной торговли. Обрабатывающие производства в структуре сектора МСП занимают не более 7%, дают не более 10% оборота, что не соответствует структуре сектора МСП в развитых странах (например, в ФРГ обрабатывающая промышленность дает не менее 20% добавленной стоимости МСП, в Китае - более 40%. В Японии сектор МСП отвечает за 50% добавленной стоимости промышленного сектора), в большинстве европейских стран значительная часть базовых потребительских товаров создаются локально и не импортируются из других стран. В России сектор местных производств развит недостаточно, что при значительном спросе на внутреннем рынке и создании условий со стороны государства может представлять потенциальную возможность для притока инвестиций, роста ВВП, увеличения занятости.


При этом на начало 2022 года число субъектов МСП увеличилось на 3,0% относительно уровня 2021 года и составило 104443 единицы, среди которых средние предприятия - 261 субъект, малые предприятия - 3086 субъектов, микропредприятия - 38398 субъектов, индивидуальных предпринимателей - 62698 человек. Отраслевая структура субъектов МСП Красноярского края в целом остается неизменной на протяжении последних нескольких лет и коррелирует с отраслевой структурой по России. По состоянию на конец 2021 года по числу субъектов МСП отраслевая структура выглядит следующим образом:


торговля - 36,9%;


сфера услуг и туризм - 19,3%;


транспортная отрасль - 11,0%;


строительство - 9,4%;


обрабатывающая промышленность - 5,5%;


сельское хозяйство - 2,3%;


лесная промышленность - 2,0%;


прочие виды деятельности - 13,6%.


Специфика развития МСП в отдельных отраслях представлена ниже.


3.1. Торговля.


В Красноярском крае на начало 2022 года по 3 видам экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт" (ОКВЭД 45), "Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами" (ОКВЭД 46), и "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами" (ОКВЭД 47) зарегистрировано 38593 субъекта МСП.


Среди категорий субъектов МСП преобладает индивидуальное предпринимательство - зарегистрировано 25459 (66,0% от числа субъектов МСП). Микропредприятий зарегистрировано 12120 единиц (31,4% от числа субъектов МСП), незначительно количество малых и средних предприятий: 924 малых (или 2,4% от числа субъектов МСП) и 90 средних (менее 1%).


Розничная торговля является одной из составляющих потребительского рынка, на результаты деятельности которой отразилось негативное влияние ограничительных мер, введенных в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»