Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2022 года N 39-пп


О внесении изменения в государственную программу Еврейской автономной области "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Еврейской автономной области" на 2021 - 2025 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 11.12.2020 N 483-пп

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16.03.2023 на основании постановления правительства Еврейской автономной области от 16.03.2023 N 137-пп.
____________________________________________________________________



Правительство Еврейской автономной области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в государственную программу Еврейской автономной области "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Еврейской автономной области" на 2021 - 2025 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 11.12.2020 N 483-пп "О государственной программе Еврейской автономной области "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Еврейской автономной области" на 2021 - 2025 годы", изменение, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Вице-губернатор области - первый заместитель
председателя правительства области
Д.Ф.БРАТЫНЕНКО



Приложение
к постановлению правительства
Еврейской автономной области
от 17.02.2022 N 39-пп



1. Паспорт государственной программы Еврейской автономной области "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Еврейской автономной области" на 2021 - 2025 годы

Наименование государственной программы

"Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Еврейской автономной области"

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент по внутренней политике Еврейской автономной области, аппарат губернатора и правительства Еврейской автономной области (управление по внутренней политике Еврейской автономной области)

Соисполнитель государственной программы

Департамент культуры правительства Еврейской автономной области

Участники государственной программы

-

Структура государственной программы

Подпрограммы не предусмотрены

Цель государственной программы

Развитие и совершенствование институтов гражданского общества в Еврейской автономной области (далее - область), укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)

Задачи государственной программы

1. Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на территории области.

2. Содействие этнокультурному многообразию народов, проживающих на территории области.

3. Содействие развитию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций области (далее - СОНКО) и формирование позитивного отношения населения к деятельности СОНКО

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

1. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих на территории области.

2. Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории области.

3. Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, проживающих на территории области.

4. Количество СОНКО, зарегистрированных на территории области и осуществляющих деятельность в социальной сфере, получивших государственную поддержку (на конкурсной основе, иные виды поддержки)

Этапы и сроки реализации государственной программы

2021 - 2025 годы

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей государственной программы, в том числе по годам

Общий объем финансирования программы за счет всех источников финансирования составляет 21268,9 тыс. рублей, в том числе: 15017,8 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета, 5151,1 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 1100,0 тыс. рублей - за счет средств внебюджетных источников, в том числе по годам:

- 2021 год - 3698,2 тыс. рублей, в том числе:

1671,7 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета,

926,5 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета,

1100,0 тыс. рублей - за счет средств внебюджетных источников;

- 2022 год - 6476,5 тыс. рублей, в том числе:

2251,9 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета,

4224,6 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета;

- 2023 год - 3685,4 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета;

- 2024 год - 3685,4 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета;

- 2025 год - 3723,4 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1. Проведение 15 молодежных акций, направленных на воспитание идей нетерпимости расизма и этнической нетерпимости, профилактику экстремизма и терроризма.

2. Проведение 2 семинаров, 3 конференций и 1 круглого стола по проблемам межнационального и межконфессионального согласия с участием представителей национальных объединений и основных конфессий, представленных на территории области, и средств массовой информации.

3. Создание, издание и распространение 20 единиц баннеров по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в области.

4. Организация участия 50 человек в мероприятиях, направленных на гармонизацию межнациональных отношений и укрепление российской гражданской идентичности.

5. Проведение 3 мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России.

6. Издание 12 выпусков периодического интернет-журнала об историко-культурном наследии области.

7. Проведение 40 национальных праздников, памятных дат народов, проживающих на территории области.

8. Проведение 10 мероприятий, направленных на популяризацию изучения языков и культуры народов, представители которых проживают на территории области.

9. Реализация 43 социально значимых проектов СОНКО области.

10. Проведение 5 социологических опросов



2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основных проблем, и прогноз ее развития


Институты гражданского общества занимают особое место в механизме обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.


Область является многонациональным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители более 100 национальностей при численном доминировании представителей русского народа. Основная часть верующих, проживающих в области, относит себя к православным. Этническое, религиозное и культурное многообразие является ресурсом развития области, а систематическая работа по поддержанию баланса интересов различных этнокультурных и религиозных сообществ дает результат, проявляющийся в сохранении межнационального и межконфессионального мира в обществе. В то же время тенденциями в мировом сообществе являются обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, рост нетерпимости и экстремизма, в том числе и в странах, обладающих высоким качеством жизни. Эти противоречия возникают на фоне социального расслоения в обществе, нарастания трудовой миграции, столкновений религиозной и светской парадигм, отсутствия оптимальной модели гармоничного сочетания прав большинства и меньшинства. Кризис в условиях многонационального общества делает особо необходимой взвешенность, четко определенную последовательность в реализации конкретных мер не только на уровне всей Российской Федерации, но и на областном уровне.


На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:


- размывание традиционных нравственных ценностей народов России;


- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;


- высокий уровень социального и имущественного неравенства, распространенность негативных стереотипов в отношении других народов;


- недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;


- незаконная миграция.


Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются:


- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;


- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;


- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;


- недостаточная координация использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).


На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутреннее измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений на территории области.


Для эффективного решения указанных задач необходимы целенаправленные системные методы, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории области и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программного метода.


Задача "Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений на территории области" соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Стратегией социально-экономического развития области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства области от 15.11.2018 N 419-пп, а также иными документами стратегического характера.


Исторически сложилось так, что в процессе совместного проживания и взаимодействия различных этнических общностей на территории области между народами складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости.


Этническая структура населения области сегодня представлена следующими национальностями (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года): русские - 90 процентов, украинцы - 2,75 процента, евреи - 0,92 процента, татары и белорусы - по 3,04 процента, молдаване - 0,25 процента.


В этих условиях серьезным вызовом и системной задачей является управление этнокультурным многообразием. Осуществить это возможно только с использованием программного подхода, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия ограничиваются отдельными мероприятиями несистемного характера с ростом риска возникновения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.


Для определения состояния межконфессиональных и межнациональных отношений в области в 2020 году на территории области было проведено социологическое исследование.


Метод сбора информации: поквартирное личное формализованное интервью по месту жительства респондентов. Выборка квотная с распределением по полу, возрасту и району проживания. Объем выборочной совокупности - 500 человек.


Первый вопрос, который был задан респондентам, касался их мнения по поводу отношений между людьми различных национальностей. Распределение ответов представлено на рисунке 1.





Рисунок 1. Каковы, на Ваш взгляд, отношения между людьми различных национальностей в населенном пункте, в котором Вы проживаете


Более половины опрошенных (66 процентов) отмечают, что отношения между людьми различных национальностей нейтральные, бесконфликтные, 12 процентов считают отношения доброжелательными, 5 процентов считают отношения напряженными, конфликтными.


Второй вопрос касался мнения жителей области относительно отношений между людьми различных вероисповеданий.


Распределение ответов представлено на рисунке 2.





Рисунок 2. Каковы, на Ваш взгляд, отношения между людьми различных вероисповеданий в населенном пункте, где Вы живете?


Более половины опрошенных (68 процентов) отмечают, что отношения между людьми различных вероисповеданий нейтральные, бесконфликтные, 12 процентов считают отношения доброжелательными, 2 процента считают отношения напряженными, конфликтными.


В целом результаты проведенного социологического опроса свидетельствуют, что в данный момент необходимо принимать дополнительные меры по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов; в достаточной степени реализовывать меры по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов; координировать действия в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации.


Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия области требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, что обусловливает необходимость применения программных методов.


Практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций области. Необходимо активное вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию государственной программы.


Задачи программы также направлены также на обеспечение системного участия институтов гражданского общества в социально ориентированной деятельности, включая вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, на противодействие экстремизму, воспитание патриотизма, сохранение духовных традиций народов России, проживающих на территории области, интеграцию, адаптацию, социализацию и натурализацию мигрантов различной этнической и религиозной принадлежности.


В связи с тем, что заявленные в программе задачи поддаются эффективному решению только в комплексе и с применением системного подхода, целесообразным представляется использование программного метода, который позволяет целостно учитывать и решать весь комплекс проблем.


Программа обеспечит координацию государственной национальной политики, поддержку диалога между органами государственной власти области и общественными национальными и религиозными объединениями области.


Основополагающей задачей является создание благоприятных условий для осуществления деятельности СОНКО на территории области.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»