Динамика и структура исполнения доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2017 - 2021 годы
(млн руб.)
Годы | Доходы, всего | Налоговые и неналоговые доходы | Удельный вес в доходах, % | В том числе: | Безвозмездные поступления | Удельный вес в доходах, % | Дотационность | |
налоговые доходы | неналоговые доходы | |||||||
2017 | 29390,43 | 14038,64 | 47,77 | 12295,23 | 1743,41 | 15351,80 | 52,23 | 37,1 |
2018 | 35996,64 | 16552,27 | 45,98 | 13771,46 | 2780,81 | 19444,38 | 54,02 | 39,2 |
2019 | 41206,63 | 16927,98 | 41,08 | 14637,38 | 2290,60 | 24278,65 | 58,92 | 37,2 |
2020 | 55722,59 | 16971,82 | 30,46 | 14739,00 | 2232,82 | 38750,77 | 69,54 | 32,2 |
2021 | 57219,11 | 19012,66 | 33,23 | 16180,18 | 2832,48 | 38206,45 | 66,77 | 29,6 |
Объем налоговых и неналоговых доходов за указанный период увеличился на 35,4%, или с 14038,64 млн рублей в 2017 году до 19012,66 млн рублей в 2021 году, из них налоговые доходы - на 31,6%, или с 12295,23 млн рублей до 16180,18 млн рублей.
Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые способствуют росту экономического потенциала. На протяжении последних 4 лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 15351,8 млн рублей в 2017 году до 38206,45 млн рублей в 2021 году. При этом основная часть поступлений носит целевой характер, дотационность республики сокращается.
Планомерная реализация бюджетной и налоговой политики в 2020 - 2021 годах, основанная на ключевых изменениях налогового и бюджетного законодательства, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, позволила сохранить устойчивость экономики республики и достичь значительных результатов по следующим основным направлениям:
1) мероприятия, направленные на бюджетную консолидацию, увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и снижение уровня дотационности республики, осуществлялись в рамках Программы оздоровления финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп.
Бюджетный эффект от реализации Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп, за 2021 год составил 214,5 млн рублей при плановом показателе 97,8 млн рублей, или 219,3%, по оптимизации расходов - 252,4 млн рублей при плановом показателе 163,9 млн рублей, или 154%;
2) в соответствии с созданной на федеральном уровне системой учета, контроля и оценки налоговых расходов в Кабардино-Балкарской Республике ежегодно проводится оценка эффективности налоговых льгот и пониженных ставок по налогам в рамках общих требований к оценке их эффективности в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. N 1204 "Об оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации в 2020 году и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации", постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 ноября 2019 г. N 198-ПП "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Кабардино-Балкарской Республики", от 25 декабря 2019 г. N 239-ПП "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Кабардино-Балкарской Республики".
По итогам межведомственной работы, проведенной Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, по оценке эффективности действующих налоговых льгот за 2019 и 2020 годы количество получателей налоговых льгот в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики составило 39415, что на 1441 получателя больше предшествующего периода;
3) органами местного самоуправления в 2019 и 2020 годах приняты решения об утверждении правил формирования перечня налоговых расходов и порядок оценки налоговых расходов муниципальных образований. Проведена оценка эффективности действующих налоговых льгот за 2019 и 2020 годы;
4) по итогам проведенных оценок неэффективных налоговых льгот не выявлено. В рамках актуализированного Плана по устранению в Кабардино-Балкарской Республике неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Кабардино-Балкарской Республики о налогах и сборах, на 2021 - 2023 годы, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2020 г. N 618-рп, принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 г. N 36-РЗ "О признании утратившими силу отдельных положений Закона Кабардино-Балкарской Республики "О налоге на имущество организаций", отменяющий с 1 января 2022 г. действие невостребованной налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении законсервированных основных средств;
5) постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики ежегодно утверждаются перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, утвержден постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2021 г. N 273-ПП и включает 1128 объектов недвижимого имущества;
6) набирает темпы применение в республике специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД), введенного с 1 июля 2020 г. По данным мониторинга Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 января 2022 г. в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 13804 налогоплательщика НПД с ростом в 8 раз к началу 2021 года. Сумма уплаченных налогов составила 11,4 млн рублей;
7) работа по увеличению налогового потенциала территорий муниципальных образований республики направлена на изменение модели поведения налогоплательщиков, отказ от использования схем минимизации налогов посредством оптимизации налоговой нагрузки до экономически обоснованных параметров, а также повышение эффективности мер государственной поддержки в двух основных отраслях экономики республики с повышенным риском занижения налоговых платежей: строительстве и сельском хозяйстве. Межведомственная работа проводится совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике в рамках деятельности постоянно действующей Комиссии Правительства Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению мобилизации доходов в бюджетную систему, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины, межведомственных комиссий местных администраций муниципальных районов и городских округов, а также представителями крупного и среднего строительного бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Динамика исполнения расходов консолидированного бюджета за 2017 - 2021 годы приведена в таблице 2.