Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года (с изменениями на 19 февраля 2024 года)



Таблица 1



Динамика и структура исполнения доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2017 - 2021 годы



     (млн руб.)

Годы

Доходы, всего

Налоговые и неналоговые доходы

Удельный вес в доходах, %

В том числе:

Безвозмездные поступления

Удельный вес в доходах, %

Дотационность

налоговые доходы

неналоговые доходы

2017

29390,43

14038,64

47,77

12295,23

1743,41

15351,80

52,23

37,1

2018

35996,64

16552,27

45,98

13771,46

2780,81

19444,38

54,02

39,2

2019

41206,63

16927,98

41,08

14637,38

2290,60

24278,65

58,92

37,2

2020

55722,59

16971,82

30,46

14739,00

2232,82

38750,77

69,54

32,2

2021

57219,11

19012,66

33,23

16180,18

2832,48

38206,45

66,77

29,6


Объем налоговых и неналоговых доходов за указанный период увеличился на 35,4%, или с 14038,64 млн рублей в 2017 году до 19012,66 млн рублей в 2021 году, из них налоговые доходы - на 31,6%, или с 12295,23 млн рублей до 16180,18 млн рублей.


Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые способствуют росту экономического потенциала. На протяжении последних 4 лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 15351,8 млн рублей в 2017 году до 38206,45 млн рублей в 2021 году. При этом основная часть поступлений носит целевой характер, дотационность республики сокращается.


Планомерная реализация бюджетной и налоговой политики в 2020 - 2021 годах, основанная на ключевых изменениях налогового и бюджетного законодательства, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, позволила сохранить устойчивость экономики республики и достичь значительных результатов по следующим основным направлениям:


1) мероприятия, направленные на бюджетную консолидацию, увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и снижение уровня дотационности республики, осуществлялись в рамках Программы оздоровления финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп.


Бюджетный эффект от реализации Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп, за 2021 год составил 214,5 млн рублей при плановом показателе 97,8 млн рублей, или 219,3%, по оптимизации расходов - 252,4 млн рублей при плановом показателе 163,9 млн рублей, или 154%;


2) в соответствии с созданной на федеральном уровне системой учета, контроля и оценки налоговых расходов в Кабардино-Балкарской Республике ежегодно проводится оценка эффективности налоговых льгот и пониженных ставок по налогам в рамках общих требований к оценке их эффективности в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. N 1204 "Об оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации в 2020 году и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации", постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 ноября 2019 г. N 198-ПП "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Кабардино-Балкарской Республики", от 25 декабря 2019 г. N 239-ПП "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Кабардино-Балкарской Республики".


По итогам межведомственной работы, проведенной Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, по оценке эффективности действующих налоговых льгот за 2019 и 2020 годы количество получателей налоговых льгот в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики составило 39415, что на 1441 получателя больше предшествующего периода;


3) органами местного самоуправления в 2019 и 2020 годах приняты решения об утверждении правил формирования перечня налоговых расходов и порядок оценки налоговых расходов муниципальных образований. Проведена оценка эффективности действующих налоговых льгот за 2019 и 2020 годы;


4) по итогам проведенных оценок неэффективных налоговых льгот не выявлено. В рамках актуализированного Плана по устранению в Кабардино-Балкарской Республике неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Кабардино-Балкарской Республики о налогах и сборах, на 2021 - 2023 годы, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2020 г. N 618-рп, принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 г. N 36-РЗ "О признании утратившими силу отдельных положений Закона Кабардино-Балкарской Республики "О налоге на имущество организаций", отменяющий с 1 января 2022 г. действие невостребованной налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении законсервированных основных средств;


5) постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики ежегодно утверждаются перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, утвержден постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2021 г. N 273-ПП и включает 1128 объектов недвижимого имущества;


6) набирает темпы применение в республике специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД), введенного с 1 июля 2020 г. По данным мониторинга Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 января 2022 г. в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 13804 налогоплательщика НПД с ростом в 8 раз к началу 2021 года. Сумма уплаченных налогов составила 11,4 млн рублей;


7) работа по увеличению налогового потенциала территорий муниципальных образований республики направлена на изменение модели поведения налогоплательщиков, отказ от использования схем минимизации налогов посредством оптимизации налоговой нагрузки до экономически обоснованных параметров, а также повышение эффективности мер государственной поддержки в двух основных отраслях экономики республики с повышенным риском занижения налоговых платежей: строительстве и сельском хозяйстве. Межведомственная работа проводится совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике в рамках деятельности постоянно действующей Комиссии Правительства Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению мобилизации доходов в бюджетную систему, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины, межведомственных комиссий местных администраций муниципальных районов и городских округов, а также представителями крупного и среднего строительного бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Динамика исполнения расходов консолидированного бюджета за 2017 - 2021 годы приведена в таблице 2.