(с изменениями на 15 октября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.06.2023 N 363, от 01.04.2024 N 145, от 15.10.2024 N 673)
В соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в Кемеровской области - Кузбассе.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и цифровизации) Старосвета Л.В.
(п. 3 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.10.2024 N 673)
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2022.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса -
председатель Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
В.Н.ТЕЛЕГИН
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССЕ
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.06.2023 N 363, от 01.04.2024 N 145, от 15.10.2024 N 673)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) в Кемеровской области - Кузбассе.
2. Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области - Кузбасса, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на своих территориях, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
3. К иным разрешительным документам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, относятся:
лицензия на пользование недрами, предусмотренная статьей 11 Закона "О недрах";
технические проекты и иная проектная документация, предусмотренные статьей 23.2 Закона "О недрах";
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
план или схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах".
4. Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (далее - контрольный орган).
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора), являются:
а) министр природных ресурсов и экологии Кузбасса;
б) заместитель министра природных ресурсов и экологии Кузбасса;
в) начальник управления государственного надзора, заместитель начальника управления государственного надзора, государственные гражданские служащие Кемеровской области - Кузбасса категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей управления государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса (далее - инспектор).
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) министр природных ресурсов и экологии Кузбасса;
б) заместитель министра природных ресурсов и экологии Кузбасса.
7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного геологического контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
8. Объектом регионального государственного геологического контроля (надзора) (далее - объект контроля) является деятельность организаций и граждан в области использования и охраны участков недр местного значения (далее - контролируемые лица), за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
9. Учет объектов регионального государственного геологического контроля (надзора) осуществляется:
а) при ведении государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;
б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, предоставляемой контрольному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
(п. 9 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.10.2024 N 673)
10. При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется в целях определения периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, организации и проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и профилактических мероприятий посредством сопоставления характеристик данного объекта контроля с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, прилагаемыми к настоящему Положению.
Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется путем внесения их контрольным органом в единый реестр видов контроля в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, приведенными в приложении N 1 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)".
В случае если объект контроля не отнесен контрольным органом к одной из категорий риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Контролируемое лицо вправе подать в контрольный орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска. Контрольный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия установлены следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
а) наличие у контрольного органа сведений о признаках ведения на земельном участке земляных и горных работ, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых в границах участка недр местного значения, предоставленного в пользование контролируемому лицу для осуществления геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с лицензией на пользование недрами, в отсутствие данных в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования" о наличии согласованного технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого и заключения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, подтверждающих постановку запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на государственный баланс запасов полезных ископаемых;
б) наличие у контрольного органа сведений об отсутствии на территории в границах участка недр местного значения объектов капитального строительства, оборудования, горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, необходимых для ведения работ в соответствии с утвержденной в соответствии с федеральным законодательством проектной документацией, по состоянию на следующий календарный день после наступления соответственно срока начала осуществления геологического изучения недр, разведки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, срока ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию), срока начала строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) указанной проектной документацией.
(п. 10 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.10.2024 N 673)
11. Контрольный орган при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
12. При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) взаимодействием контрольного органа, инспекторов с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных объектах).
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит - проводится путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта контроля;
б) документарная проверка - проводится по месту нахождения контрольного органа, предметом проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного органа;