По состоянию на 1 января 2022 года к перевозкам на 96 регулярных автобусных межмуниципальных маршрутах привлечено 48 перевозчиков, в том числе 33 индивидуальных предпринимателя, 12 юридических лиц и 3 муниципальных предприятия: МП г. Благовещенска "Автоколонна 1275", МУП "Районные перевозки" Свободненский район, МУП "Автотранссервис" г. Тында, обслуживающих самостоятельно 9 межмуниципальных маршрутов (доля негосударственного сектора составляет 6,2%).
В рамках реализации Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" муниципальные унитарные предприятия, действующие на рынке перевозки пассажиров, подлежат ликвидации (реорганизации в иную организационно-правовую форму) до 1 января 2025 года.
Транспортное сообщение с районным центром обеспечено в 26 муниципальных образованиях Амурской области (за исключением г. Тында, Тындинского муниципального округа и Селемджинского района Амурской области).
В 2021 году министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области проведены открытые конкурсы на обслуживание межмуниципальных маршрутов N 100 "г. Благовещенск - с. Богородское", N 544 "г. Благовещенск - пгт Февральск", N 597 "с. Поярково - г. Благовещенск", N 599 "г. Благовещенск - г. Шимановск". По итогам конкурса к перевозкам привлечено 3 субъекта частного предпринимательства.
В 2021 году по межмуниципальным маршрутам перевезено 4490,6 тыс. пассажиров, в том числе муниципальными перевозчиками 331,268 тыс. пассажиров.
Ключевой показатель по участию частного бизнеса в осуществлении межмуниципальных перевозок составляет 92,6%, что свидетельствует о развитом рынке оказания услуг по перевозке пассажиров по межмуниципальным маршрутам на территории Амурской области.
Организация транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам осуществляется в соответствии с государственными контрактами на выполнение работ по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Основными проблемами, препятствующими развитию конкуренции на рынке, являются:
1) отставание темпов развития транспортной инфраструктуры от темпов социально-экономического развития региона;
2) необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение необходимого транспорта (автобусов) и организацию обслуживания автобусного парка при длительных сроках окупаемости этих вложений.
В Амурской области действует государственная программа Амурской области "Развитие транспортной системы Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2023 г. N 796, которой предусмотрено мероприятие "Оказание поддержки бюджетам муниципальных образований, связанной с организацией транспортного обслуживания населения".
(в ред. постановления губернатора Амурской области от 29.02.2024 N 45)
Реализация мероприятия предполагает возмещение лизинговых платежей муниципальному образованию Амурской области, которое проведет аукцион и заключит контракты на приобретение автобусов отечественного производства в лизинг.
Законом Амурской области от 11 декабря 2020 г. N 651-ОЗ "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" по целевой статье "Субсидии на оказание поддержки бюджетам муниципальных образований, связанной с организацией транспортного обслуживания населения" субсидия распределена между 20 муниципальными образованиями Амурской области.