В настоящее время наблюдается переориентация профессиональных участников туристского рынка и жителей Российской Федерации на внутренний туризм. В ближайшее время согласно Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 года N 1025-р, прогнозируется значительное превышение спроса на отдых на территории Российской Федерации над предложением, что в совокупности с высокой стоимостью транспортировки туристов по линии железнодорожных сообщений и авиасообщений позволяет рассматривать развитие автомобильных туристических маршрутов в регионах приоритетным направлением по виду транспортных перевозок.
Согласно исследованию, проведенному акционерным обществом "Всероссийский центр изучения общественного мнения" в 2023 году, по вопросу автомобильного туризма на территории Российской Федерации, более трети россиян (39%) за последние 5 лет совершали туристские поездки на автомобильном транспорте.
На основании исследований получены следующие результаты: к основным преимуществам автомобильного туризма относятся свобода передвижения (49%), экономия средств (27%), комфорт и удобство передвижения (22%).
В автономном округе большое влияние на рост спроса на автомобильный туризм оказывает высокая стоимость перевозки туристов авиасообщением, а также недостаточная развитость инфраструктуры железных дорог. Железнодорожные сети в автономном округе не интегрированы между собой, представлены 3 изолированными железнодорожными линиями и не охватывают все основные туристические дестинации.
Автономный округ занимает 2-е место в Российской Федерации по доле автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям. В соответствии с государственной программой автономного округа "Современная транспортная система", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 559-п, доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в 2030 году составит 89%, в 2024 году - 88,61%.
В связи с этим автомобильный туризм считается актуальным как более доступный, в том числе в части стоимости, вид путешествий по автономному округу, в котором основными средствами передвижения являются персональные автомобили, туристические и пассажирские автобусы. Также в последние годы в автономном округе стали популярными путешествия на автодомах.
Учитывая транспортную доступность и наличие основных туристически привлекательных объектов, ключевыми дестинациями приоритетных туристских территорий для автомобильного туризма являются города Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Когалым; перспективных туристских территорий - города Югорск, Нягань.
Основные автомаршруты в автономном округе проходят по автомобильным дорогам приоритетных и перспективных территорий, определенных Концепцией развития внутреннего и въездного туризма в автономном округе, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 1 июня 2012 года N 195-п:
западная граница автономного округа близ п.г.т. Таёжный Советского муниципального района - г. Югорск - г. Нягань - п.г.т. Талинка Октябрьского муниципального района (в т.ч. г. Югорск - п.г.т. Талинка Октябрьского муниципального района) - г. Ханты-Мансийск - п.г.т. Пойковский Нефтеюганского муниципального района - г. Нефтеюганск - п.г.т. Барсово Сургутского муниципального района - г. Сургут - г. Лангепас - г. Мегион - г. Нижневартовск - п.г.т. Излучинск Нижневартовского муниципального района - восточная граница автономного округа;
северная граница автономного округа близ г. Когалыма - г. Когалым - д. Русскинская Сургутского муниципального района - г. Сургут - г. Нефтеюганск - г. Пыть-Ях - п. Салым Нефтеюганского муниципального района - южная граница автономного округа близ п. Салым Нефтеюганского муниципального района;
г. Ханты-Мансийск - п. Горноправдинск Ханты-Мансийского муниципального района - южная граница автономного округа близ п. Горноправдинск Ханты-Мансийского муниципального района.
При этом развитие автомобильного туризма в первую очередь основывается на уровне обеспеченности транспортного комплекса, в том числе состояния автомобильных дорог регионального и местного значения, наличия объектов придорожного сервиса.
В настоящее время автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения автономного округа протяженностью 2866,7 км обслуживают 132 объекта дорожного сервиса. Территориальное размещение объектов дорожного сервиса автономного округа характеризуется неравномерным развитием данной сферы. На участках автодорог г. Югорск - г. Ханты-Мансийск, г. Сургут - г. Когалым существует потребность в размещении многофункциональных зон с объектами питания, торговли, парковочными местами для экскурсионных автобусов.
С целью формирования комфортной туристской среды к туристским объектам, объектам культурного наследия, туристско-рекреационным зонам и достопримечательностям автономного округа устанавливаются знаки туристской навигации. В автономном округе установлено 140 таких знаков, планируется к установке более 150 знаков.