ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2021 года N 425


О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 г. N 365 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки" (в редакции Постановлений Правительства Рязанской области от 10.12.2014 N 370, от 24.03.2015 N 60, от 29.04.2015 N 96, от 26.08.2015 N 213, от 23.12.2015 N 329, от 13.04.2016 N 75, от 13.07.2016 N 152, от 14.12.2016 N 291, от 28.12.2016 N 307, от 28.12.2016 N 311, от 07.06.2017 N 129, от 19.12.2017 N 373, от 23.03.2018 N 67, от 07.08.2018 N 225, от 31.10.2018 N 302, от 31.10.2018 N 303, от 25.12.2018 N 412, от 19.04.2019 N 112, от 26.06.2019 N 197, от 06.08.2019 N 245, от 22.10.2019 N 326, от 24.12.2019 N 435, от 28.07.2020 N 182, от 29.09.2020 N 248, от 01.12.2020 N 317, от 19.01.2021 N 2, от 16.03.2021 N 48, от 30.06.2021 N 171, от 21.09.2021 N 253, от 14.12.2021 N 368)



Во исполнение Постановления Правительства Рязанской области от 24 августа 2021 г. N 220 "О государственных программах Рязанской области" Правительство Рязанской области постановляет:


1. Внести в Постановление Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 г. N 365 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки" следующие изменения:


1) пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки": I этап согласно приложению N 1, II этап согласно приложению N 2.";


2) приложение считать приложением N 1 и в нем:


строку "Сроки реализации Программы" паспорта государственной программы Рязанской области изложить в следующей редакции:

"Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы: 2014 - 2024 (I этап 2014 - 2024)"


3) дополнить приложением N 2 согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 3 пункта 1, который вступает в силу с 1 января 2022 года.



Губернатор Рязанской области
Н.В.ЛЮБИМОВ



Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 28 декабря 2021 г. N 425


"Приложение N 2
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 г. N 365



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ"


1. Паспорт государственной программы Рязанской области

Наименование Программы

Государственная программа Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство природопользования Рязанской области (далее - Минприроды РО)

Главные распорядители бюджетных средств

Минприроды РО

Исполнители Программы

Минприроды РО;

Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Пожлес" (далее - ГБУ РО);

Государственные казенные учреждения Рязанской области (далее - ГКУ РО)

Срок реализации Программы

2014 - 2030 годы. Этап II: 2022 - 2030 годы

Цели Программы

Цель N 1: обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

цель N 2: улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;

цель N 3: создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций, биологического разнообразия, баланса их выбытия и воспроизводства;

цель N 4: создание условий для эффективной реализации Программы

Перечень подпрограмм

Подпрограмма N 1 "Развитие водохозяйственного комплекса";

подпрограмма N 2 "Улучшение экологической обстановки";

подпрограмма N 3 "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов";

подпрограмма N 4 "Обеспечение реализации Программы"

Перечень региональных и ведомственных проектов, реализуемых в рамках Программы

1) региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов (Рязанская область)";

2) региональный проект "Чистая страна (Рязанская область)";

3) региональный проект "Сохранение лесов в Рязанской области"

Финансовое обеспечение Программы

Объем финансирования Программы составляет 4806254,60535 тыс. рублей (1947497,64535 тыс. рублей - средства областного бюджета, 2858756,96 тыс. рублей - средства федерального бюджета)



2. Характеристика сферы реализации Программы


Обеспечение комплексного экологического развития является одной из целей Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 25.12.2018 N 418 (далее - Стратегия). Настоящая Программа предусматривает комплекс мер, направленных на решение задач Стратегии для достижения указанной цели.


Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь, определяется характером и масштабами антропогенного воздействия на окружающую среду.


На территории Рязанской области ежегодно наблюдается рост промышленного производства. В регионе осуществляют деятельность более 30 тысяч предприятий и организаций. Развитие промышленного и сельскохозяйственного комплексов ведет к росту объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объемов сбросов в водные объекты, увеличению объемов образования отходов производства и потребления. Среди отраслей экономики транспортный комплекс вносит основной вклад в ухудшение качества атмосферного воздуха.


По данным Рязанского ЦГМС филиала ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", по результатам наблюдений уровень загрязнения воздуха в г. Рязани в 2019 - 2020 годах классифицировался как повышенный, который определяется содержанием в воздухе сероводорода, фенола, диоксида азота, взвешенных веществ, оксида углерода, бензапирена.


Минприроды РО участвует в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха на территории Рязанской области. В состав экологической лаборатории Минприроды РО входят три стационарных автоматизированных, круглосуточных поста наблюдений за состоянием атмосферного воздуха (г. Рязань: ул. Интернациональная, ул. Новоселов, ул. Кремль) и две передвижные экологические лаборатории контроля качества воздуха, которые регулярно проходят необходимые процедуры поверки и аккредитации.


Постановлением Минприроды РО от 15.11.2017 N 31 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, которая включает в себя, в том числе комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с отходами. Наличие функционирующей территориальной схемы обращения с отходами является положительным фактором по привлечению инвесторов для реализации мероприятий по строительству Экотехнопарка "Рязанский" по переработке отходов, что приведет к снижению негативного воздействия твердых коммунальных отходов на окружающую среду.


В Рязанской области уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию населения. Ежегодно в рамках Дней защиты от экологической опасности проводятся мероприятия, приуроченные к календарным природоохранным датам, издается доклад об экологической ситуации в Рязанской области, повышающий информированность жителей региона о состоянии окружающей среды.


Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения (далее - ООПТ). На территории Рязанской области функционирует 152 ООПТ областного значения, общей площадью 191394,17 га. Из них 104 памятника природы областного значения (общая площадь - 25354,54 га) и 48 государственных природных заказников регионального значения (общая площадь - 166039,64 га) по состоянию на 2020 год. Более 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории ООПТ областного значения.


В 2017 - 2020 гг. реализованы мероприятия по созданию 6 ООПТ областного значения. В Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения о границах 151 ООПТ и 58 охранной зоне ООПТ областного значения. Установлено 70 аншлагов на границах ООПТ областного значения.


Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют положения (паспорта) у 33 заказников и 32 памятников природы регионального значения. Реализация настоящей Программы позволит разрешить данную ситуацию.


Также планируются работы по определению границ вновь создаваемых особо охраняемых природных территорий, созданию охранных зон, внесению сведений о них в ЕГРН, установлению аншлагов, проведение комплексных экологических обследований с целью создания новых ООПТ, или актуализации положений, или паспортов, действующих ООПТ.


Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового и количественного состава флоры и фауны. Решение указанной проблемы осуществляется путем проведения ежегодного мониторинга биологического разнообразия объектов животного мира, рыбохозяйственных мероприятий. Данная работа позволит решить проблемы разрушения экосистем в Рязанской области.


Рязанская область принадлежит к числу обеспеченных водными ресурсами регионов России. Однако на территории, подверженной негативному воздействию вод, проживает 44,6 тыс. человек. Паводкоопасными районами являются территории практически всех муниципальных образований Рязанской области. Проведение мероприятий, направленных на повышение защищенности территорий от негативного воздействия вод, имеет огромную социальную значимость.


Остается актуальным вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек Рязанской области. Деградация рек региона происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки. В сложившихся в настоящее время экономических условиях практически полностью прекратилось строительство водоподъемных и водорегулирующих плотин на малых реках и проведение водомелиоративных работ на других водных объектах.


Остаются неудовлетворительными состояние и эксплуатация гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на территории Рязанской области, что с каждым годом увеличивает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятными последствиями для населения.


По состоянию на 2020 год на территории Рязанской области насчитывается 159 ГТС, в том числе: находящихся в областной собственности, - 2 единицы, муниципальной собственности - 103 единицы, бесхозяйных ГТС - 1 единица, остальные гидроузлы находятся в частной собственности. В результате обследования установлено, что техническое состояние большей части ГТС не отвечает установленным требованиям. 52 ГТС находятся в предаварийном и аварийном состоянии. Сроки эксплуатации гидроузлов на территории Рязанской области составляют 20 - 40 лет, требуются значительные средства для приведения их в нормативное техническое состояние. Мероприятия Программы направлены на повышение эксплуатационной надежности ГТС, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты.


Территория Рязанской области, покрытая лесом, на начало 2021 года составляет 993,3 тыс. га. Лесистость области составляет 25,1%.


Однако одной из особенностей природно-климатических условий Рязанской области является высокая пожарная опасность в большинстве районов области на период до семи месяцев в году. Средний класс природной пожарной опасности - 3,0. Вся территория лесного фонда Рязанской области относится к зоне наземной охраны.


В целях осуществления мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров создано ГБУ РО "Пожлес", в состав которого входят 19 филиалов (пожарно-химические станции). Действующая система мониторинга включает 31 пункт видеонаблюдения и 11 пожарно-наблюдательных вышек.


Для эффективной борьбы с возникшими пожарами и предотвращения распространения огня Программой запланировано приобретение противопожарной техники и оборудования за счет средств областного бюджета, поскольку укомплектованность ГБУ РО "Пожлес" по отношению к нормам обеспечения составляет 73%, часть техники и оборудования имеют значительный износ и требуют замены.


Необходимо также проведение лесозащитных мероприятий, которые представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредителей и болезней леса, систематическое слежение за санитарным состоянием лесов, выявлением возникающих очагов вредителей и болезней леса. По результатам балльной оценки лесопатологической ситуации лесной фонд Рязанской области входит в зону средней лесозащитной угрозы.


Воспроизводство лесов в Рязанской области обеспечивается за счет проведения активных лесовосстановительных мероприятий, ухода за лесом и создания благоприятных условий для естественного возобновления. Основными задачами лесовосстановления являются своевременное восстановление вырубок, гарей и других, не покрытых лесной растительностью, земель лесного фонда хозяйственно-ценными древесными породами, повышение продуктивности лесов, улучшение их породного состава, а в комплексе с другими видами мероприятий - сохранение уровня лесистости региона.


На территории лесничеств Рязанской области заложены 9 питомников, склад длительного хранения семян с холодильным оборудованием, комплекс по переработке лесосеменного сырья и очистке семян. Создана постоянная лесосеменная база основных лесообразующих пород (сосна, дуб).


С целью улучшения условий приживаемости и роста культивируемых древесных пород на период с 2022 по 2030 год планируется проведение агротехнических и лесоводственных уходов на площади 71,2 тыс. га (в переводе на однократный).


Система образования в лесной отрасли должна обеспечивать подготовку кадров, способных эффективно осуществлять как административные государственные функции, так и функции по управлению бизнес-структурами в лесном секторе, а также обеспечивать подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов.


Программой предусмотрены ежемесячные денежные выплаты обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на условиях договора о целевом обучении, заключенного с органом государственной власти Рязанской области, государственным учреждением Рязанской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»