В краевой системе образования по состоянию на 1 января 2013 года действовали 153 образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы, в том числе 6 государственных образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы. Кроме того, деятельность осуществляют 9567 объединений, реализующих дополнительные образовательные программы разной направленности на базе общеобразовательных организаций.
По состоянию на 1 января 2013 года доля детей и молодежи, получающих дополнительное образование, составила 95% от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.
В целях обеспечения доступности дополнительного образования для детей независимо от их социального статуса и места проживания в краевой системе образования развивается практика реализации круглогодичных интенсивных школ, дистанционных программ и проектов; создана инфраструктура для занятий спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством.
В крае работает многоуровневая система предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, спартакиады и т.д.).
Вместе с тем решение задачи развития доступности и повышения качества дополнительного образования в настоящее время затруднено рядом обстоятельств:
ветхой материально-технической базой муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, что обусловлено их недостаточным финансированием;
удаленностью большого числа территорий от развитых культурных и образовательных центров;
невозможностью удовлетворения образовательных потребностей нового поколения в рамках существующей инфраструктуры территорий.
Краевой системой дополнительного образования детей приобретен положительный опыт изменений в рамках реализации долгосрочных целевых программ "Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства края от 23.11.2010 N 588-п, и "Одаренные дети Красноярья на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства края от 23.11.2010 N 586-п. Но данные программы не были нацелены на создание условий для обеспечения массовой занятости детей дополнительным образованием.
Кроме того, мероприятия данных программ не позволяли решить кадровую проблему системы дополнительного образования детей, связанную с оттоком квалифицированных работников, имеющих базовую подготовку, особенно в области современных видов инженерно-технической деятельности, в другие сферы по причине низкой заработной платы работников образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы.
Дополнительное образование должно реализоваться как повышение стартовых возможностей и жизненных шансов подрастающего поколения, проживающего на территории края. А это требует иного содержания дополнительных образовательных программ, укрепления и модернизации организаций дополнительного образования.
С целью развития системы дополнительного образования детей необходимо создать условия для:
развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, для формирования и реализации современного содержания дополнительного образования, обеспечения его высокого качества и дифференцированного характера при массовой доступности;
распространения сетевых форм организации дополнительного образования детей, предполагающих объединение разных по типу и масштабам связей между образовательными организациями, организациями для достижения общих целей реализуемой образовательной программы, включая использование ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;