Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2021 года N 558-пп


О государственной программе Еврейской автономной области "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" на 2022 - 2024 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 31.01.2023 на основании постановления правительства Еврейской автономной области от 31.01.2023 N 43-пп.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 9 ноября 2022 года)

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 14.07.2022 N 285-пп, от 09.11.2022 N 461-пп)



Правительство Еврейской автономной области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Еврейской автономной области "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" на 2022 - 2024 годы.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, но не ранее 1 января 2022 года.



Заместитель председателя правительства области
Г.В.СОКОЛОВА



УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 22.12.2021 N 558-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ" НА 2022 - 2024 ГОДЫ

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 14.07.2022 N 285-пп, от 09.11.2022 N 461-пп)




1. Паспорт государственной программы Еврейской автономной области "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" на 2022 - 2024 годы

Наименование государственной программы

"Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов"

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области"

Участники государственной программы

Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области,

департамент образования Еврейской автономной области,

департамент по труду и занятости населения правительства Еврейской автономной области,

департамент по физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области,

департамент культуры правительства Еврейской автономной области,

областные государственные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемые правительством Еврейской автономной области в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, спорта, занятости населения

Цели государственной программы

Повышение качества организации комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Задачи государственной программы

1. Усиление межведомственного взаимодействия, формирование нормативной и методической базы, информирование населения по вопросам организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, оказания услуг ранней помощи.

2. Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

3. Развитие комплексной помощи и внедрение эффективных методик реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, системы сопровождаемого проживания инвалидов, оказания ранней помощи.

4. Оказание содействия общественным организациям, осуществляющим свою деятельность в части решения социальных проблем инвалидов, детей-инвалидов

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

Перечень показателей (индикаторов) государственной программы приводится в таблице 1

Этапы и сроки реализации государственной программы

2022 - 2024 годы

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей государственной программы, в том числе по годам

Объем финансового обеспечения реализации государственной программы за 2022 - 2024 годы:

всего - 11143,80 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 11143,80 тыс. рублей, в том числе:

2022 год - 4681,10 тыс. рублей;

2023 год - 3156,20 тыс. рублей;

2024 год - 3306,50 тыс. рублей

(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 09.11.2022 N 461-пп)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1. Повышение уровня и качества жизни к 2024 году до 100 процентов граждан с инвалидностью, сокращение изолированности данной категории населения от общества.

2. Повышение квалификации ежегодно более 10 процентов специалистов по вопросам оказания реабилитационных и (или) абилитационных услуг гражданам с инвалидностью.

3. Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, ежегодно для более 10 инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

4. Оказание содействия не менее 2 общественным организациям, осуществляющим свою деятельность в части решения социальных проблем инвалидов, детей-инвалидов



2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основных проблем, и прогноз ее развития


Функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью обеспечивается на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе общественных и социально ориентированных некоммерческих организаций, предпринимающих необходимые для этого взаимосвязанные меры правового, экономического, финансового, управленческого, информационного, кадрового и инфраструктурного характера и создающих соответствующие условия в рамках своих полномочий.


В настоящее время отмечается рост показателей инвалидности населения и осознание особой важности связанных с этим социальных проблем и необходимости реализации новых путей их решений.


По данным федеральной государственной информационной системы, в федеральном реестре инвалидов по состоянию на 01.01.2020 численность инвалидов в области - 13378 человек, в том числе численность детей-инвалидов - 753 человека.


Среди заболеваний, ставших причиной инвалидности у взрослых граждан, преобладают болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, злокачественные новообразования, психические расстройства.


Определяющими в формировании инвалидности у детей являются три основных класса болезней: психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения и болезни нервной системы.


Заслуживающим пристального внимания является тот факт, что у детей в возрасте от 0 до 3 лет структура инвалидности по классам болезней, ее формирующим, отличается от других возрастных групп: первое ранговое место занимают дети с инвалидностью вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений, что подчеркивает целесообразность расширения проведения перинатальных и неонатальных скринингов, прегравидарной подготовки супругов при планировании беременности.


Среди всех причин инвалидности детского населения особое внимание следует уделить психическим расстройствам и расстройствам поведения.


В настоящее время в области наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги, и сформировавшимися потребностями для эффективной реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка-инвалида).


Отсутствие на территории области Центра реабилитации инвалидов может привести к увеличению темпов роста численности инвалидов на территории области на 5,5 процента. Поэтому реабилитационные услуги необходимо оказывать посредством проведения реабилитационных мероприятий в учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования, труда и занятости, физической культуры и спорта в соответствии с положениями ведомственного законодательства, организационно-методическими подходами и финансово-экономическими механизмами в соответствующих сферах.


Основополагающим направлением комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью является медицинская реабилитация, которая осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.10.2019 N 878н "Об утверждении Порядка медицинской реабилитации детей" и Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка медицинской реабилитации взрослых", вступившими в силу с 1 января 2021 г. и предусматривающими ее осуществление в три этапа.


При этом к третьему этапу объем медицинской реабилитации в комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, особенно имеющих низкий потенциал восстановления нарушений функций организма, несколько снижается и все большее значение приобретают вопросы социальной, психолого-педагогической, профессиональной реабилитации и абилитации для развития сохранных или потенциальных возможностей и способностей лиц с инвалидностью в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.


Важнейшим показателем социальной адаптации лиц с инвалидностью является их трудоустройство и занятость. Система профессиональной реабилитации включает анализ регионального рынка труда, наиболее востребованных на нем профессий, подготовку организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к обучению по данным профессиям, профессиональную ориентацию обучающихся и организацию их качественного, доступного профессионального образования с последующим трудоустройством.


Вопросы сопровождения при содействии занятости лиц с инвалидностью, включенные в статью 13.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и принятые в ее развитие соответствующие подзаконные акты, требуют развития альтернативных механизмов их реализации с активным включением в данные вопросы социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), общественных объединений инвалидов (Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов и других), а также волонтерского (добровольческого) движения.


Профессиональная реабилитация детей с инвалидностью и взрослых лиц с инвалидностью с детства тесно связана с вопросами их своевременной психолого-педагогической реабилитации и абилитации и построения образовательного маршрута.


В настоящее время разработано определение психолого-педагогической реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) как комплекса мероприятий психолого-педагогической поддержки, направленных на обеспечение получения доступного качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации инвалида (ребенка-инвалида).


Значимую роль в комплексной реабилитации и абилитации детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей с инвалидностью, играет ранняя помощь - комплекс услуг, предоставляемых детям от рождения до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, с целью комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности.


Ранняя помощь детям и их семьям должна войти в формируемую систему комплексной реабилитации и абилитации, и стать начальным звеном, способствующим раннему выявлению и последующей рациональной маршрутизации детей с ограничениями жизнедеятельности, и в конечном итоге способствовать профилактике инвалидизации детей.


Осуществление реабилитации и абилитации инвалидов методами культуры и искусства способствует интеграции лиц с инвалидностью в общество за счет расширения их социокультурных компетенций, развития творческого потенциала и возможностей для творческого самовыражения и самореализации, в том числе профессиональной.


Особенности социокультурной реабилитации лиц с инвалидностью, вопросы реабилитации и абилитации методами культуры и искусства в настоящее время отражены только в модельной программе социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утвержденной Приказом Минкультуры России от 30.12.2016 N 3019.


Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации предполагается осуществлять в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р, одним из основных целевых показателей которой является увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения.


Значительную роль имеют направления социально-средовой, социально-психологической, социально-культурной реабилитации, социально-бытовой адаптации в вопросах комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью. Данные мероприятия осуществляются преимущественно в учреждениях социального обслуживания населения.


Рациональную маршрутизацию лиц с инвалидностью в реабилитационные организации затрудняет отсутствие единого межведомственного реестра организаций, предоставляющих лицам с инвалидностью услуги по реабилитации и абилитации в различных сферах.


Все вышеизложенное обуславливает необходимость реализации на территории области программных мероприятий, обеспечивающих системный и комплексный подходы к решению проблем лиц с инвалидностью.


На территории Российской Федерации по состоянию на 01.01.2021 формирование системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, осуществляется программно-целевым методом в 73 субъектах Российской Федерации.


Начиная с 2019 года одним из механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации является предоставление целевой субсидии из средств федерального бюджета в объеме 554,2 млн руб. ежегодно в целях софинансирования расходов, связанных с реализацией мероприятий региональных государственных программ, разработанных в соответствии с типовой программой субъекта Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтруда России от 26.12.2017 N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)".


В 2021 году об участии в программе целевого софинансирования на плановый период 2022 - 2024 годов заявили 68 субъектов Российской Федерации.


Минтрудом России в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности увеличения финансирования расходов на реализацию региональных государственных программ по развитию системы комплексной реабилитации из федерального бюджета в общем объеме до 3,4 млрд руб. в год на период 2022 - 2024 гг. и далее в рамках реализации проекта "Повышение качества жизни инвалидов".


Направления деятельности по обеспечению развития на территории области всех структурных и функциональных элементов системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, обеспечению ее на правовом, управленческом, информационном, кадровом и инфраструктурном уровнях включены в государственную программу Еврейской автономной области "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" на 2022 - 2024 годы (далее - Госпрограмма).



3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Госпрограммы определены исходя из Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп, распоряжения правительства Еврейской автономной области от 12.07.2019 N 248-рп "Об утверждении Плана мероприятий Еврейской автономной области по реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года".


К приоритетным направлениям социальной политики Еврейской автономной области, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, отнесены в том числе:


обеспечение устойчивого естественного роста численности населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»