Действующий

О мерах по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан (с изменениями на 2 августа 2024 года)




33.1. Исходная фактическая информация, характеризующая ситуацию на рынке


В сфере теплоснабжения целью государственной политики является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения, достигаемого за счет повышения эффективности производства, передачи и распределения (потребления) тепловой энергии. Основой системы государственного регулирования соответствующих правоотношений является Федеральный закон "О теплоснабжении".


На территории Республики Башкортостан эксплуатируются 1603 котельные суммарной мощностью 11013,6 Гкал/час. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 3968,4 км, из них нуждаются в замене 675,7 км (17%). В связи с большим износом оборудования теплоэнергетического хозяйства эффективность работы систем теплоснабжения остается достаточно низкой. В 2019 году потери тепловой энергии на сетях составили 3070,3 Гкал, или 14,9% от общего количества поданного в сеть тепла. При этом, несмотря на значительный износ тепловых сетей, в 2019 году было заменено всего 141,5 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении. К началу отопительного периода 2020 - 2021 годов в республике произведена замена 143,7 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, подготовлено 1603 котельных, 3968,4 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, 517 центральных тепловых пунктов.


Развитие систем теплоснабжения республики осуществляется на принципах эффективной загрузки мощностей на основании схем теплоснабжения, которые должны соответствовать документам территориального планирования поселений. Муниципальными образованиями Республики Башкортостан утверждено 136 схем теплоснабжения, что составляет 100% по отношению к необходимому количеству.


Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" установлены правовые основы введения долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.


В отношении всех организаций, осуществляющих теплоснабжение на территории Республики Башкортостан, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации, в настоящее время установлены долгосрочные тарифы с периодом регулирования не менее 3 лет, а также показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих теплоснабжение.


В 2021 году теплоснабжающими предприятиями республики реализуются 22 соответствующие инвестиционные программы.


Во исполнение плана первоочередных мероприятий ("дорожной карты") по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии, направленных на реализацию Федерального закона от 29 июля 2017 года N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2655-р, в целях совершенствования механизмов, обеспечивающих недискриминационный доступ к услугам в сфере теплоснабжения при подключении к системам теплоснабжения, а также для упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности коммунальной отрасли в Республике Башкортостан разработана и внедрена целевая модель подключения к системам теплоснабжения (технологическое присоединение).


Для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и решения задач по модернизации и повышению энергетической эффективности в регионе реализуются мероприятия по передаче органами местного самоуправления Республики Башкортостан объектов коммунальной инфраструктуры в концессию. По состоянию на 1 января 2021 года в регионе было заключено 12 концессионных соглашений в отношении 309 объектов теплоснабжения. Общий объем инвестиций по заключенным концессионным соглашениям составил 1589,142 млн. рублей, в том числе средства концессионеров - 1121,507 млн. рублей.


Общее количество организаций, оказывающих услуги на рынке теплоснабжения Республики Башкортостан, по состоянию на 1 января 2021 года составляло 107 единиц, из них 75 предприятий частной формы собственности (на 1 января 2020 года - 91 организация, из них 59 предприятий частной формы собственности).


Теплоснабжение в системе жилищно-коммунального хозяйства относится к естественным локальным монополиям. В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения осуществляется государственное регулирование тарифов. Повышение тарифов ограничено предельными индексами роста платы граждан за коммунальные услуги. Утвержденный Правительством Российской Федерации индекс изменения совокупной платы граждан за коммунальные услуги для Республики Башкортостан с 1 июля 2020 года составил 5,6% (с 1 июля 2019 года - 2%).


В то же время сфера жилищно-коммунального хозяйства непривлекательна для частных инвестиций из-за низкой рентабельности, а указанные тарифные ограничения не позволяют в полном объеме обеспечивать финансовые потребности организаций коммунального комплекса для выполнения производственных программ, а также реализовывать инвестиционные проекты.


В целях обеспечения стабильности деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства муниципальным образованиям Республики Башкортостан предоставляется финансовая помощь на софинансирование расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования коммунальных организаций, поставляющих коммунальные ресурсы населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовка объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Однако государственная поддержка не обеспечивает полной потребности коммунальной отрасли в финансовых ресурсах.


Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли необходимо установление экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, смягчение условий кредитования: снижение ключевых ставок для коммунальных организаций, увеличение сроков кредитования с учетом окупаемости проектов. Решение указанных вопросов позволит организациям коммунального хозяйства повысить инвестиционную активность для дальнейшей реализации мероприятий, направленных на модернизацию и реконструкцию объектов жизнеобеспечения.