ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 декабря 2021 года N 378-рг
О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 августа 2019 года N 162-рг "О развитии конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года N 768-р, от 2 сентября 2021 года N 2424-р:
1. Внести в распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 августа 2019 года N 162-рг "О развитии конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" следующие изменения:
1.1. Пункты 4, 5 изложить в следующей редакции:
"4. Исполнительным органам государственной власти автономного округа, ответственным за исполнение "дорожной карты" ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, обеспечить размещение информации об исполнении "дорожной карты" и достигнутых значениях целевых показателей за отчетный период посредством автоматизированной информационной системы "Мониторинг Югра" модуля "Развитие конкуренции" (http://monitoring.admhmao.ru:81/).
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, размещать информацию об исполнении "дорожной карты" и достигнутых значениях целевых показателей за отчетный период посредством автоматизированной информационной системы "Мониторинг Югра" модуля "Развитие конкуренции" (http://monitoring.admhmao.ru:81/).".
1.2. Приложения 1, 2 изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к распоряжению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 1 августа 2019 года N 162-рг
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
1. Рынок племенного животноводства.
Рынок племенного животноводства является неотъемлемым элементом современного сельского хозяйства. Именно на него возлагаются задачи по обеспечению отрасли высокопродуктивными племенными животными. Отрасль представлена 2 репродукторами, осуществляющими реализацию племенного молодняка крупного рогатого скота местным сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях увеличения продуктивности в молочном животноводстве. Доля реализованной продукции организациями частной формы собственности, осуществляющими деятельность по разведению племенных сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот), в общем объеме реализованной продукции всеми организациями, осуществляющими такую деятельность, в 2020 году составила 100% (сведения по форме N ППС "Сведения о продаже племенного скота", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 2 апреля 2008 года N 189) (плановый показатель в 2021 году - 100%).
2. Рынок реализации сельскохозяйственной продукции.
Налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке производства и переработки сельскохозяйственной продукции является приоритетным направлением развития конкуренции на рынке реализации сельскохозяйственной продукции согласно Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия - 2030). Рынок реализации сельскохозяйственной продукции развивается за счет внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство, использования новых машин, технологий, пород, материалов и других достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, улучшения качества и снижения себестоимости производимой продукции. Следовательно, рынок содействует производству конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Для успешной реализации производимой продукции малых форм хозяйствования осуществляется государственная поддержка на развитие сельскохозяйственных кооперативов, а также участие сельхозтоваропроизводителей, в том числе кооперативов, в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции в 2021 году составит 5%.
3. Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева.
Налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке переработки древесины является приоритетным направлением развития конкуренции на рынке обработки древесины и производства изделий из дерева согласно Стратегии - 2030. Доля отгрузки организаций обработки древесины и производства изделий из дерева, имеющих частную форму собственности, в общем объеме отгрузки организаций всех форм собственности на этом рынке в 2020 году составила 35,2% (по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат)) (плановый показатель в 2021 году - 40%). Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева относится к несырьевому сектору экономики с высокой степенью передела и добавленной стоимости конечной продукции, а также имеет экспортную направленность. Производственно-технологические цепочки, а также цепочки создания добавленных стоимостей рынка находятся в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ). Производство лесопромышленной продукции из древесины и производство изделий из дерева размещено в муниципальных районах: Советский, Сургутский, Кондинский, Ханты-Мансийский, городском округе Нягань. Рынок лесопромышленной продукции представлен в большей степени организациями с государственным участием.
4. Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения.
Основными видами добываемых в автономном округе общераспространенных полезных ископаемых являются пески для планировочных работ, в меньшей степени - суглинки, супеси, торф, незначительны объемы добычи глин, песчано-гравийных смесей и сланцев.
В автономном округе в 2020 году действовали 366 лицензий на пользование недрами для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по информации Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа (далее - Депнедра и природных ресурсов Югры)). Большая часть действующих лицензий предоставлена на разведку и добычу песка и торфа.
Кроме этого, добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд в границах предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации горных и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта осуществляли 26 пользователей недр на основании 464 уведомлений (по информации Депнедра и природных ресурсов Югры).
Добываемый песок используется для целей: обустройство объектов инфраструктуры нефтяных месторождений; строительство объектов городской инфраструктуры; дорожное строительство; содержание и ремонт магистральных газопроводов; производство строительных материалов.
Добываемый торф используется для рекультивации земель, нарушенных при добыче и транспортировке нефти, обустройстве нефтяных месторождений, и для благоустройства и озеленения населенных пунктов.
Песчано-гравийные смеси в основной массе применяют в строительстве для различных отсыпок. Глина используется для обустройства объектов инфраструктуры нефтяных месторождений в местах, где отсутствуют пески. Сланцы используют для производства щебня.
Включение рынка добычи общераспространенных полезных ископаемых в перечень рынков услуг обусловлено необходимостью привлечения новых пользователей недр и увеличения объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых. Доля организаций частной формы собственности в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения в 2021 году составит 97,0%.
5. Рынок купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности).
Его включение в перечень рынков услуг обусловлено необходимостью повышения качества электроснабжения потребителей, а также исключения возможностей для тарифной дискриминации. На розничном рынке купли-продажи электроэнергии (мощности) участниками конкурентного рынка являются организации, осуществляющие виды деятельности по купле-продаже электрической энергии, которые представлены 7 гарантирующими поставщиками электрической энергии частной формы собственности с долей розничного рынка в 100% (по информации Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа (далее - Депжкк и энергетики Югры)).
6. Рынок теплоснабжения (производства тепловой энергии).
Развитие конкуренции на этом рынке обусловлено привлечением финансовых средств в коммунальный комплекс, повышением качества предоставляемых коммунальных услуг населению автономного округа.
Государственной программой "Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 347-п, предусмотрен порядок предоставления субсидии на реализацию полномочий в сфере жилищно-коммунального комплекса. Субсидия направлена на поддержку мероприятий муниципальных образований автономного округа:
капитальный ремонт (с заменой) систем газораспределения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе с применением композитных материалов;
софинансирование платы концедента, в том числе в части расходов на создание, реконструкцию, модернизацию объектов концессионного соглашения, а также на использование (эксплуатацию) объектов, систем, переданных по концессионному соглашению.
7. Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В автономном округе ежегодно образуется 512 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, сбор и транспортирование которых в 2020 году осуществляли 39 юридических лиц и индивидуальных предпринимателя (по данным Территориальной схемы обращения с отходами в автономном округе, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 21 октября 2016 года N 559-рп).
Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов позволит повысить качество услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам.
Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2021 году составит 80,0%.
8. Рынок поставки сжиженного газа в баллонах.
Рынок поставки сжиженного газа в баллонах позволяет обеспечить равные права потребителям на получение энергоресурсов. Для граждан, проживающих на территории автономного округа, в том числе в 13 городах и населенных пунктах, не обеспеченных централизованным газоснабжением, создана стопроцентная доступность сжиженного газа в баллонах для нужд пищеприготовления по социально ориентированным розничным ценам (по информации Депжкк и энергетики Югры).
9. Рынок производства бетона.
Основными производителями и одновременно потребителями бетона являются строительные компании автономного округа. По основному виду деятельности "производство товарного бетона" в 2020 году работали 20 организаций частной формы собственности (по данным Росстата). Основной объем потребления бетона приходится на строительство зданий, в том числе жилых домов. В связи с увеличением доли кирпично-монолитного домостроения на строительном рынке ожидается рост рынка бетона, который с учетом повышения потребительских требований к качеству способствует развитию конкуренции. Доля организаций частной формы собственности в сфере производства бетона в 2021 году составит 100%.
10. Рынок жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства).
Необходимость развития конкуренции на рынке жилищного строительства обусловлена потребностью повышения уровня качества жизни населения автономного округа. По темпам роста ввода жилья в 2020 году автономный округ стал лидером ТОП-10 с большим отрывом (по данным Агентства деловой информации Top-RF.ru на основе данных Росстата). На долю хозяйствующих субъектов частной формы собственности, осуществляющих деятельность на рынке жилищного строительства, в 2020 году приходится 100% введенных в эксплуатацию объектов (плановый показатель в 2021 году - 100%).
В 2020 году введено в действие жилых домов (по общей площади жилых помещений) за отчетный год 601,8 тыс. кв. м, это на 18% больше показателей минувшего года.
Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя автономного округа в 2020 году, составила 21,5 кв. м (2019 год - 21,3 кв. м) (по информации Департамента строительства автономного округа).
Среди проблем, ограничивающих конкуренцию на рынке жилищного строительства, остаются активный рост цен на стройматериалы, высокие капитальные затраты при освоении и осуществлении строительства, отсутствие рабочей силы низового звена и их низкая квалификация, отсутствие образовательных учреждений для обучения рабочим специальностям.
К числу основных направлений, способствующих развитию рынка строительства жилья (за исключением индивидуального жилищного строительства), относятся: поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья в рыночных условиях; развитие рынка наемных домов социального и коммерческого использования; совершенствование условий приобретения жилья, в том числе с помощью ипотечного кредитования.
11. Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства.
Строительный комплекс занимает одну из ведущих позиций в экономике автономного округа. Доля строительства в валовом региональном продукте региона составляет более 5,2%.
Автономный округ занимает 5-е место по объему работ, выполненных по виду деятельности "строительство". Объем работ, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности "строительство" за 2020 год, - 362,1 млрд рублей (по данным Росстата).
Рынок строительства (за исключением дорожного строительства) влияет на развитие отраслей промышленности, таких как добыча полезных ископаемых, производство строительного оборудования и строительных материалов.