Действующий

Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области


II.1. Структурные основы содержания нормативов градостроительного проектирования


Установление системы объектов регионального и местного значения и системы нормативных и предельных значений расчетных показателей обеспеченности ими и их доступности согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации является сутью и содержанием нормативов градостроительного проектирования. Сформированные в развитую структуру, системы значимых объектов и расчетных показателей для них предназначены для применения в деятельности по исполнению полномочий органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, регулированию отношений участников деятельности по развитию территорий в современных условиях, адекватно отражающих действующие тенденции пространственного развития. Построение системы осуществляется на множественной основе. К ней относятся - правовые основы; экономические и градостроительные основы; управленческие основы, предназначенные для целей развития территории.


Правовые основы


Важное значение для установления структуры нормативов и их расчетных показателей имеет систематизация полномочий органов государственной власти и муниципального управления, которые предусматривают создание объектов капитального строительства, иных объектов и территорий - значимых объектов, которые необходимы для осуществления полномочий. Систематизация объектов регионального значения и объектов местного значения, а также их классификация в соответствии с региональным законодательством и нормативной документацией (министерств и ведомств РФ) представляет собой правовую особенность нормативов градостроительного проектирования.


Так нормативы градостроительного проектирования соответствуют делению государственной власти и муниципального управления по уровням. Настоящие нормативы соответствуют полномочиям, установленным для субъекта Российской Федерации, трем уровням муниципального управления - муниципального района, поселения и городского округа. Уровневое деление предусмотрено статьей 29.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


Необходимость систематизации и классификации значимых объектов установлена статьями 14, 19, 23, 29.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кодекс определил области полномочий и деятельности органов государственной власти и муниципального управления, для реализации которых создаются значимые объекты, входящие в структуру региональных нормативов градостроительного проектирования. Это:


- объекты регионального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, уставом Волгоградской области, законами Волгоградской области, решениями Администрации Волгоградской области, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Волгоградской области;


- объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Волгоградской области, уставами муниципальных образований, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.


Закон Волгоградской области о 29.05.2018 N 72-ОД "О градостроительной деятельности на территории Волгоградской области" в статьях 5 и 6 обеспечил систематизацию значимых объектов по основным видам на территории Волгоградской области. Основные принципы систематизации значимых объектов, перечни их видов окончательно сформулированы и установлены в приказе Минэкономразвития от 09.01.2018 N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793" и выражаются алгоритмом (формулой): область (класс) полномочий и деятельности - вид объекта - тип объекта.


Формулировка типов значимых объектов осуществлялась на основе нормативных документов Министерств Российской Федерации, документов территориального планирования Волгоградской области, писем органов исполнительной власти Волгоградской области, писем органов местного самоуправления Волгоградской области.


Особенность правового основания РНГП состоит в том, что настоящие нормативы, являясь региональными, устанавливают как нормативные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения, так и предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения на каждом уровне муниципального управления.


Экономические и градостроительные основы


Настоящими нормативами градостроительного проектирования предусмотрены к использованию основные понятия: базовые значения расчетных показателей, нормативные значения расчетных показателей, предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. Базовые значения расчетных показателей являются основными. Нормативные и предельные значения расчетных показателей учитывают действие различных территориальных факторов при формировании системы и установлении совокупности нормативных значений для регионального уровня и предельных значений расчетных показателей для муниципального уровня. Расчетные показатели приняты в традиционных или приведенных единицах измерения соответствующим двум градостроительным параметрам по отношению к объектам регионального и объектам местного значения - минимально допустимый уровень обеспеченности значимыми объектами и максимально допустимый уровень территориальной доступности значимыми объектами.


Экономической градостроительной особенностью нормативов градостроительного проектирования является принятие базовых значений расчетных показателей в единицах измерений, рекомендованных нормативными и техническими документами, утвержденными Правительством Российской Федерации, его министерствами и департаментами, законами Волгоградской области и постановлениями Администрации Волгоградской области. Проходящее социально-экономическое и территориальное развитие Волгоградской области приведет к расширению палитры нормативных документов профильных комитетов Администрации Волгоградской области, самостоятельно устанавливающих базовые значения расчетных показателей для значимых объектов регионального и муниципального уровней по двум параметрам обеспеченности и территориальной доступности для населения.


Градостроительная особенность состоит в учете действия территориальных факторов, проведенной с помощью определения сравнительной системы двух групп коэффициентов, отражающих как существующее состояние территории, так и потенциал ее развития. Традиционно для градостроительной деятельности неравномерность действия территориальных факторов, отражающих существующее состояние и перспективы развития, выражается схемами зонирования территории области. Каждой выделенной зоне присваивается зональный территориальный коэффициент. Их применение позволило откорректировать базовые значения расчетных показателей на величину коэффициентов, получив в результате предельные значения расчетного показателя для групп муниципальных образований.