(с изменениями на 6 октября 2022 года)
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию в Ямало-Ненецком автономном округе системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на 2021 - 2022 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2021 года N 463-РП, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В ПОСТОРОННЕМ УХОДЕ, СТРУКТУРЫ И СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДПОЧТЕНИЙ, РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИНЫХ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм проведения государственными организациями социального обслуживания Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - организации социального обслуживания, автономный округ) оценки зависимости от посторонней помощи при определении нуждаемости в социальных услугах и составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ).
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
Определение индивидуальной потребности гражданина в уходе осуществляется организациями социального обслуживания с учетом сведений, полученных в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг".
(абзац введен постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие основные понятия и термины:
типизация - процесс определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов;
оценка зависимости от посторонней помощи - процедура определения дефицитов самообслуживания лица, подлежащего типизации, посредством проведения интервью с использованием анкеты-опросника для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании;
анкета-опросник для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании (далее - анкета-опросник) - документ, на основании которого департамент социальной защиты населения автономного округа (далее - департамент) или организации, которые находятся в ведении департамента, которым предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг или предоставляющие социальные услуги в стационарной форме лицам старше трудоспособного возраста и инвалидам, принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, содержащий вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способностях самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, а также оценочную шкалу индивидуальной потребности в уходе и перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу;
типизатор - специалист организации социального обслуживания, прошедший обучение процессам осуществления типизации и соответствующий требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере", а также профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления функций по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании;
социальный пакет долговременного ухода - комплекс социальных услуг, обеспечивающих гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставление ухода, исходя из приоритетности сохранения пребывания в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывая обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
(п. 1.2 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
1.3. В организациях социального обслуживания оценке зависимости от посторонней помощи подлежат граждане, нуждающиеся (потенциально нуждающиеся) в предоставлении социальных услуг, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее - граждане, нуждающиеся (потенциально нуждающиеся) в предоставлении социальных услуг).
(п. 1.3 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
1.4. Оценка зависимости от посторонней помощи проводится типизаторами. Количество типизаторов для проведения оценки зависимости от посторонней помощи одного гражданина - 2 человека.
1.5. Дата и время проведения оценки зависимости от посторонней помощи предварительно согласовываются типизатором с гражданами, нуждающимися (потенциально нуждающимися) в предоставлении социальных услуг, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении социального обслуживания, получателями социальных услуг или их законными представителями.
1.6. Оценка зависимости от посторонней помощи проживания граждан, нуждающихся (потенциально нуждающихся) в предоставлении социальных услуг, осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения информации о нем.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
1.7. При определении индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе учитываются:
1) утратил силу. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П;
2) заключения врачебных комиссий медицинских организаций, содержащие клинико-функциональные данные о гражданине;
3) результаты медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения;
4) результаты дополнительных обследований гражданина (тестов), проведенных в медицинских организациях;
5) результаты медико-социальной экспертизы гражданина (при наличии у него инвалидности), устанавливающей структуру и степень ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала и определяющей нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
6) результаты обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий, граждан, осуществляющих уход;
7) информация, полученная от лиц, которые находятся в постоянном общении с гражданином (членов семьи, родственников, друзей, соседей и других лиц);
8) иная информация, полученная в рамках межведомственного взаимодействия посредством информационного обмена сведениями о гражданине, нуждающемся в постороннем уходе.
1.8. При проведении оценки зависимости от посторонней помощи используется анкета-опросник согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Правила заполнения анкеты-опросника предусмотрены приложением N 2 к настоящему Порядку.
При проведении оценки зависимости от посторонней помощи типизаторами могут использоваться средства аудиозаписи и вычислительная техника.
(п. 1.8 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
1.9. При проведении оценки зависимости от посторонней помощи в бланке оценки зависимости от посторонней помощи отмечаются пункты, соответствующие ответам гражданина на вопросы, задаваемые типизаторами, а также личным наблюдениям типизаторов.
1.10. По результатам оценки индивидуальной потребности в уходе типизатором определяется уровень нуждаемости граждан в уходе согласно подпункту 4.2 пункта 4 блока "В" анкеты-опросника.
(п. 1.10 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
1.11. С учетом результатов типизации и индивидуальной потребности гражданина в уходе определяется характер ухода, периодичность ухода, интенсивность ухода, продолжительность ухода, объем времени, необходимый для предоставления ухода, форма социального обслуживания или их сочетание и график предоставления социальных услуг.
Гражданину, исходя из индивидуальной потребности его в уходе, устанавливается уровень нуждаемости в уходе - первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
Гражданам, отнесенным к 0 уровню нуждаемости в уходе, рекомендуется предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому при наличии обстоятельств, позволяющих признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Гражданам, отнесенным к первому, второму или третьему уровням нуждаемости в уходе, рекомендуется предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, входящих в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг, необходимых гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании.
Гражданам, отнесенным к третьему уровню нуждаемости в уходе, рекомендуется социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания при наличии одного из следующих факторов риска:
1) отсутствие жилья;
2) аварийное состояние жилья или несоответствие жилья санитарным нормам;
3) отсутствие родственников или наличие причин, обусловливающих невозможность ухода со стороны родственников (состояние здоровья родственников, не позволяющее осуществлять уход за гражданином; проживание родственников отдельно от гражданина, отнесенного к третьему уровню нуждаемости в уходе; семейные или служебные обстоятельства, не позволяющие осуществлять уход за гражданином; наличие внутрисемейного конфликта).
(п. 1.11 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2022 N 939-П)
1.12. По результатам типизации специалистом организации социального обслуживания составляется или пересматривается ИППСУ в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 442-ФЗ.
ИППСУ включает в себя социальные услуги, предоставляемые организациями социального обслуживания по результатам проведенной типизации с учетом выявленных дефицитов в самообслуживании.
Пересмотр ИППСУ осуществляется в случае, если в действующей ИППСУ получателя социальных услуг выявлены избыточные социальные услуги, не соответствующие уровню нуждаемости в уходе, к которой отнесен получатель социальных услуг по результатам типизации, а также в случае, если изменен уровень нуждаемости в уходе.