____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2023 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 18.11.2022 N 719.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 26 сентября 2022 года)
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 26.09.2022 N 567)
В соответствии со статьей 4 Закона Орловской области от 26 декабря 2014 года N 1724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долговую политику Орловской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Орловской области от 3 декабря 2020 года N 734 "Об утверждении долговой политики Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Орловской области по планированию, экономике и финансам.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Орловской области от 26.09.2022 N 567)
Председатель Правительства
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
Долговая политика Орловской области является частью бюджетной политики Орловской области. Управление государственным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом. Формирование долговой политики является важной задачей бюджетного планирования.
Долговая политика Орловской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета, эффективное управление государственным долгом и снижение влияния долговой нагрузки на областной бюджет.
Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Орловской области в 2020 году и истекшем периоде 2021 года.
В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) не удалось осуществить снижение государственного долга. По сравнению с 2019 годом государственный долг Орловской области вырос на 1950 млн. рублей. При этом его размер соответствовал требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На 1 января 2021 года государственный долг Орловской области составил 19774,7 млн. рублей. В структуре государственного долга области 33,6 процента, или 6647,7 млн. рублей, составляет задолженность по бюджетным кредитам и 66,4 процента, или 13127,0 млн. рублей, - по рыночным обязательствам.
Привлечение в конце 2020 года бюджетного кредита в сумме 2200,0 млн. рублей позволило в 2020 году сократить расходы на обслуживание государственного долга более 4,0 млн. рублей.
За счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) Орловская область сократила расходы на обслуживание государственного долга в 2020 году более чем на 78 млн. рублей.
На постоянной основе осуществлялся мониторинг уровня ключевой ставки, устанавливаемой Банком России, для оперативного проведения мероприятий по замещению имеющихся коммерческих кредитов кредитами с более низкими процентными ставками посредством проведения аукционов.
В результате проведенных в 2020 году аукционов по рефинансированию кредитов кредитных организаций удалось снизить процентные ставки до уровня 5,25 процента, что позволило снизить расходы на обслуживание государственного долга в 2020 году более чем на 37 млн. рублей.
Все вышеперечисленные мероприятия дали возможность сэкономить на расходах на обслуживание государственного долга Орловской области в совокупности на 119 млн. рублей и направить высвободившиеся денежные средства на финансирование социально значимых расходов областного бюджета.
В мае 2021 года Правительством Орловской области за счет собственных средств сокращен государственный долг Орловской области на 246,6 млн. рублей.
1 июля текущего года в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 года Правительством Орловской области заключено Дополнительное соглашение о реструктуризации бюджетного кредита в размере 2200,0 млн. рублей, предоставленного региону в декабре 2020 года. Срок погашения кредита продлен до 2029 года. Погашение будет осуществляться в соответствии с графиком в 2021 - 2024 годах ежегодно в размере 5 процентов суммы задолженности, или 110,0 млн. рублей, в 2025 - 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности, или 352,0 млн. рублей, что позволит снизить долговую нагрузку на регион.
Кроме того, Орловская область приняла на себя обязательства направлять средства бюджета, высвобождаемые в 2021 - 2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам на осуществление бюджетных инвестиций, в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов в объеме 2090,0 млн. рублей.
Проведена работа с Министерством финансов Российской Федерации по заключению Соглашения от 30 июля 2021 года N 01-01-06/06-294 о предоставлении бюджетного кредита из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций. Бюджетный кредит предоставлен в объеме 8973,7 млн. рублей (из которых 952,8 млн. рублей планируется предоставить муниципальному образованию "Город Орел" для погашения кредитов кредитных организаций) на срок до 2029 года включительно по ставке 0,1 процента, что позволит значительно сократить расходы на обслуживание государственного и муниципального долга за счет замещения дорогих коммерческих кредитов.
В настоящее время задолженность по коммерческим кредитам отсутствует.
Экономия от привлечения "казначейских" бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и замещения действующих кредитных ресурсов со снижением процентных ставок составила 387 млн. рублей.
По состоянию на 1 сентября 2021 года государственный долг Орловской области составил 20480,9 млн. рублей. До конца текущего года планируется снижение его объема на 316,5 млн. рублей за счет собственных доходов региона.
В результате по итогам года на 1 января 2022 года государственный долг Орловской области составит 20,2 млрд. рублей, или 82,1% от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что соответствует требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исполнение долговых обязательств Орловской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.
Государственные гарантии Орловской области не предоставлялись.
1. Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
1) макроэкономические условия реализации долговой политики.
Влияние рисков ухудшения внешней экономической ситуации может привести к ухудшению динамики макроэкономических показателей, в том числе к повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, снижению доходов, и, как следствие, негативно отразиться на возможности осуществления государственных заимствований в необходимых объемах и на приемлемых условиях. Увеличение Банком России размера ключевой ставки приведет к росту дополнительных расходов на обслуживание государственного долга;
2) уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо стремиться к тому, чтобы объем накопленного долга, динамика изменения его объема и структуры способствовали повышению уровня кредитоспособности Орловской области;
3) состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
Кредиты, привлеченные в кредитных организациях, сохранятся для Орловской области в качестве одного из источников погашения долговых обязательств.
Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики является мониторинг рынка финансовых услуг;
4) изменения, внесенные в действующие законодательные акты.
Немаловажным фактором, определяющим долговую политику, являются изменения, внесенные в бюджетное законодательство Российской Федерации в части совершенствования системы оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем установления расширенного перечня показателей долговой устойчивости, пересмотра установленных пороговых значений применяемых показателей и введения правил классификации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по группам долговой устойчивости.
2. Основными направлениями долговой политики являются:
1) направление дополнительно полученных доходов на погашение долговых обязательств Орловской области;
2) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
3) эффективное управление свободными остатками средств областного бюджета;
4) использование государственных ценных бумаг Орловской области в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита областного бюджета;
5) минимизация привлечения коммерческих кредитов и обеспечение постоянного доступа к кредитным ресурсам путем заключения с кредитными организациями договоров и соглашений об открытии кредитных линий;
6) минимизация стоимости заимствований;
7) равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет;
8) своевременное и в полном объеме исполнение обязательств по кредитным договорам и соглашениям;
9) замещение кредитов, полученных от кредитных организаций, бюджетными кредитами из федерального бюджета в случае их предоставления Министерством финансов Российской Федерации;
10) использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций, и расходов на обслуживание государственного долга Орловской области;