Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2022 года N 465


Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Коми от 06.10.2023 N 470.
____________________________________________________________________



Правительство Республики Коми постановляет:


1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) согласно приложению.


2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.

4. Признать утратившими силу:


1) постановление Правительства Республики Коми от 20 октября 2021 г. N 500 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов";


2) пункт 3 приложения к постановлению Правительства Республики Коми от 16 декабря 2021 г. N 601 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Коми".


5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам формирования и реализации государственной бюджетной и налоговой политики Республики Коми и влияния бюджетной и налоговой политики на социально-экономическое развитие и ускорение темпов экономического роста.


6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2023 года.



Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
Э.АХМЕЕВА



Одобрены
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 21 сентября 2022 г. N 465
     (приложение)



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2021 году и в первом полугодии 2022 года.


При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р, (далее - Программа оздоровления) и Плана мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного Главой Республики Коми 18 марта 2022 г.


Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.



I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2021 год и первое полугодие 2022 года


2021 год стал годом восстановления экономики после мирового финансового кризиса 2020 года, вызванного ограничениями, вводимыми для борьбы с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


Вместе с тем основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.


Основной целью Долговой политики Республики Коми в 2021 году являлось эффективное управление государственным долгом Республики Коми, предполагающее поддержание его объема и структуры на экономически безопасном уровне, обеспечивающем платежеспособность Республики Коми и устранение риска неисполнения финансовых обязательств, и минимизации стоимости его обслуживания.


В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам исполнения ее мероприятий в 2021 году составил 1,8 млрд рублей (110% от планового значения), а установленные на 1 июля 2022 года значения выполнены на 26% (0,4 млрд рублей).


Объем безвозмездных поступлений консолидированного бюджета Республики Коми в 2021 году составил 19,7 млрд рублей, что ниже уровня 2020 года на 7,5 млрд рублей, или на 27,6%. Снижение обусловлено сокращением дотаций из федерального бюджета на 8,2 млрд рублей, или в 4,1 раза. Объясняется это тем, что в 2020 году дотации на частичную компенсацию снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции составили 8,9 млрд рублей, а в 2021 году такие дотации не предоставлялись.


Как и в предыдущие годы Республика Коми обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2021 году с территории Республики Коми было собрано 371,4 млрд рублей налоговых доходов, что на 195,0 млрд рублей, или в 2,1 раза, больше поступлений 2020 года. Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории республики и администрируемых налоговыми органами, составила 26,7%, или 99,0 млрд рублей. Увеличение объема перечислений по сравнению с предыдущим годом составило 23,6 млрд рублей, или 31,3%. При этом произошло значительное снижение доли налогов, поступивших в бюджет республики, - на 16,1 процентных пункта.


Доля поступления налогов с территории Республики Коми в федеральный бюджет в 2021 году по сравнению с прошлогодним уровнем соответственно увеличилась и составила 73,3%, что обусловлено, в основном, увеличением поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок налога, связанным с ростом цены на нефть и увеличением курса доллара к рублю.


В 2021 году объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми сложился под влиянием следующих основных факторов:


восстановления российской экономики в нефтегазовых и металлургических отраслях;


роста цен на нефть сырую марки Urals, цены на газ, продукцию черной металлургии, курса доллара по отношению к рублю, благоприятной ценовой конъюнктуры на пиломатериалы на мировых рынках;


принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (отсрочки по налогам, по платежам за аренду государственного имущества, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, программы поддержки наиболее пострадавших отраслей).


В результате вышеуказанного поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2021 году составило 98,9 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2020 года увеличилось на 23,6 млрд рублей, или на 31,4%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 95,1%.


Основными плательщиками налоговых доходов консолидированного бюджета республики остаются организации нефтегазовой, лесной и угольной отраслей. Свыше 53% поступающих налогов приходится на данные отрасли.


Главными источниками формирования налоговых доходов по-прежнему остаются налог на прибыль организации (38,1%), налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (30,2%), налоги на имущество (23,6%).


Поступление налога на прибыль организаций в 2021 году значительно возросло относительно прошлогоднего уровня на фоне восстановления экономики в постпандемийный период и составило 35,9 млрд рублей. Объем налога увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,6 млрд рублей, или в 2,3 раза.


Значительный рост поступлений налога на прибыль обусловлен главным образом увеличением поступлений от крупнейших налогоплательщиков газовой и нефтедобывающей отраслей, в том числе входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). Кроме того, значительно увеличились поступления налога на прибыль от КГН горнодобывающей и металлургической отраслей, а также от организаций деревообрабатывающей отрасли, не входящих в КГН.


Кроме того, в 2021 году увеличились поступления в консолидированный бюджет Республики Коми НДФЛ. Объем поступлений НДФЛ составил 28,4 млрд рублей, что на 1,5 млрд рублей, или на 5,7%, превышает уровень 2020 года. Это сопоставимо темпу роста начисленной заработной платы по Республике Коми.


При этом снизилось относительно уровня 2020 года поступление налогов на имущество. Объем таких налогов в 2021 году составил 22,2 млрд рублей, что на 0,4 млрд рублей, или на 1,6%, ниже прошлогоднего уровня. Основное уменьшение произошло по налогу на имущество организаций - на 0,3 млрд рублей, или на 1,7%, в связи со снижением налогооблагаемой базы по основному плательщику налога из-за начисления амортизации основных средств и подготовки к продаже отдельных объектов.


Снизилось и поступление транспортного налога на 43,6 млн рублей, или на 3,5%, что связано в числе прочего с принятыми в 2020 году Правительством Российской Федерации мерами государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, согласно которым плательщики, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики, были частично освобождены от уплаты транспортного налога.


В 2022 году продолжилась положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми относительно прошлогоднего уровня.


Поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми за 1 полугодие 2022 года возросло на 18,5 млрд рублей, или в 1,5 раза, относительно уровня поступлений за аналогичный период прошлого года.


Основным фактором прироста является увеличение поступлений налога на прибыль организаций - на 14,8 млрд рублей, или в 2,1 раза, главным образом за счет роста поступлений от крупных налогоплательщиков - участников КГН нефтяной, угольной и газовой промышленности, а также увеличением поступлений от организации целлюлозно-бумажной промышленности, не входящей в КГН.


Кроме того, положительная динамика поступлений наблюдается и по налогу на имущество организаций, поступление которого в республиканский бюджет за 6 месяцев текущего года выросло на 1,5 млрд рублей, или на 14,4%, главным образом в связи с переоценкой стоимости основных средств по состоянию на 31 декабря 2021 года крупным налогоплательщиком.


На 0,2 млрд рублей, или на 2,4%, увеличилось поступление по НДФЛ.


По итогам 2021 года наблюдается положительная динамика по поступлениям налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. Рост к уровню 2020 года составил 864,1 млн рублей, или 6,9%.


Основное увеличение в части доходов местных бюджетов произошло по НДФЛ - на 573,5 млн рублей, или на 6,8%.


Также выросли поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), на 74,1 млн рублей, или на 8,4%. Прирост поступлений в основном обусловлен переходом налогоплательщиков, применявших единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности, на УСН в связи с отменой с 1 января 2021 г. согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) применения системы налогообложения в виде ЕНВД.


С учетом этого же основания поступление по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, увеличилось на 75,5 млн рублей, или в 2,1 раза.


Соответственно, поступления в местные бюджеты уменьшились на 358,0 млн рублей, или в 3,6 раза.


По штрафам поступления увеличились на 211,5 млн рублей, или в 1,8 раза, в том числе за счет передачи с 2021 года из республиканского бюджета Республики Коми доли зачисления доходов от административных штрафов, постановления о наложении которых вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.


По доходам от использования муниципального имущества поступления выросли на 154,5 млн рублей, или на 18,2%.


По состоянию на 1 июля 2022 г. в местные бюджеты поступило 6,6 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 0,5 млрд рублей, или на 8,1%, больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»