(с изменениями на 31 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 20.03.2022 N 129, от 13.05.2022 N 233, от 03.08.2022 N 393, от 26.06.2023 N 284, от 17.10.2023 N 487, от 10.01.2024 N 3, от 31.10.2024 N 442)
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Коми постановляет:
1. Утвердить Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Республики Коми согласно приложению.
1.1. Утвердить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Республики Коми согласно приложению N 2.
(п. 1.1 введен Постановлением Правительства Республики Коми от 20.03.2022 N 129)
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 11 приложения к настоящему постановлению, который вступает в силу с 1 января 2023 года.
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
И.БУЛАТОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 20.03.2022 N 129, от 13.05.2022 N 233, от 03.08.2022 N 393, от 17.10.2023 N 487, от 10.01.2024 N 3, от 31.10.2024 N 442)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Коми при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в частях 1, 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - региональный государственный строительный надзор).
2. При организации и осуществлении регионального государственного строительного надзора применяются нормы Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. В целях настоящего Положения используются понятия в значениях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 248-ФЗ.
4. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - обязательные требования).
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 20.03.2022 N 129)
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - обязательные требования).
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 20.03.2022 N 129)
5. Объектами регионального государственного строительного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 20.03.2022 N 129)
6. Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим региональный государственный строительный надзор, является Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба).
Непосредственное исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора в рамках полномочий Службы осуществляется Инспекцией государственного строительного надзора Республики Коми, являющейся структурным подразделением Службы без образования юридического лица, и территориальными Инспекциями государственного строительного надзора Республики Коми по городу(-ам)/району(-ам) (далее - Инспекции), являющимися территориальными органами Службы.
7. Региональный государственный строительный надзор осуществляют следующие должностные лица Службы:
а) руководитель (заместитель руководителя) Службы;
б) государственные гражданские служащие Службы, замещающие должности категории "руководители" ведущей и главной групп должностей, категории "специалисты" старшей и ведущей групп должностей государственной гражданской службы Республики Коми, должностными регламентами которых предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, в том числе проведение профилактических мероприятий и надзорных мероприятий (далее - инспектор).
На принятие решений о проведении надзорных мероприятий в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора уполномочены руководитель (заместитель руководителя) Службы.
К совершению отдельных контрольных (надзорных) действий Служба в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, может привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для совершения указанных действий.
Службой в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, к осуществлению экспертизы могут быть привлечены эксперты и (или) экспертные организации.
(п. 7 в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 20.03.2022 N 129)
8. Инспектор при осуществлении регионального государственного строительного надзора имеет права, исполняет обязанности, соблюдает ограничения и запреты, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
Инспектор при проведении надзорного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий помимо прав, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, имеет право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от контролируемого лица информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
2) требовать от контролируемого лица представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
3) требовать от контролируемого лица проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении надзорных мероприятий;
4) проводить мероприятия по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 20.03.2022 N 129, от 03.08.2022 N 393)
8.1. Руководитель (заместитель руководителя) Службы, помимо прав, установленных пунктом 8 настоящего Положения, имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.
(п. 8.1 введен Постановлением Правительства Республики Коми от 03.08.2022 N 393)
9. Должностные лица Службы несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Документы, заявления, обращения и жалобы направляются в Службу и получаются Службой в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Службы могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации только после их досудебного обжалования.
12. При осуществлении регионального государственного строительного надзора Служба относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
высокий риск;
значительный риск;
умеренный риск;
низкий риск.
13. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов надзора к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора (далее - критерии риска) согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
14. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется Службой после поступления извещения о начале работ на объекте капитального строительства на основе сопоставления характеристик объекта надзора с установленными критериями риска.