Недействующий

 
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
 четвертого созыва

РЕШЕНИЕ

от 26 ноября 2009 года N 8/1

О Стратегии развития города Челябинска до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Решения Челябинской городской Думы от 29.06.2021 N 20/2
____________________________________________________________________


На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Челябинска Челябинская городская Дума четвертого созыва

РЕШАЕТ:

1. Принять Стратегию развития города Челябинска до 2020 года (приложение).

2. Рекомендовать Администрации города Челябинска руководствоваться положениями Стратегии развития города Челябинска до 2020 года при разработке целевых программ, прогнозов, планов и показателей своей деятельности.

3. Поручить Председателю Челябинской городской Думы Б.Е. Видгофу организовать дальнейшую работу рабочей группы по доработке Стратегии развития города Челябинска до 2020 года.

4. Внести настоящее решение городской Думы в раздел 3 "Экономика, финансы, бюджет города" нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска.

5. Контроль исполнения настоящего решения поручить Председателю городской Думы Б.Е. Видгофу.

6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
Челябинской городской Думы
Б.Е.ВИДГОФ




Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 26 ноября 2009 года N 8/1

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ДО 2020 ГОДА

Обращение Главы города Челябинска М.В. Юревича



     Челябинск - мегаполис человеческих возможностей.


Земляки мои, челябинцы!

Наш город - труженик. Всю жизнь мы производим для страны материальные ценности, отдавая приоритет тяжелой промышленности.

Во время войны эвакуированные заводы начинали работать прямо под открытым небом - все для фронта, все для Победы! И позднее, когда канцлер Германии запретил поставлять в СССР трубы большого диаметра, мы ответили: "Труба тебе, Аденауэр!" - и начали свое производство.

Так было всегда - Челябинск оставался опорным краем державы.

Сейчас тоже непростое время. Россия укрепляет свои позиции в мировой глобальной экономике. Это наше общее дело. И каждый город сейчас определяет свое место в системе экономических отношений, каждый решает, в какой сфере он сможет стать лидером.

Мы должны осознать, что конкурировать придется не только с соседними городами Урала, и даже не с другими городами-"миллионниками" России, а с сотней крупнейших мегаполисов мира.

Очень высок риск отстать навсегда.

Нам нужен переворот в сознании. Что это значит?

Даже местные проблемы мы должны решать, имея в виду глобальные процессы в экономике, экологии, во всех сферах человеческой деятельности.

Опираясь на достижения промышленности, мы должны превратить проблемы в ресурс для развития.

В чем проблемы нашей городской экономики? Нам не хватает предприятий среднего и малого бизнеса, легкой промышленности, наукоемкого производства, сферы услуг. Для развития этих секторов экономики нужна квалифицированная мобильная рабочая сила и инновационные технологии.

Укрепить эти сектора экономики помогут наши предприятия-гиганты, которые формируют заказ на сервисные услуги, новые технологии, квалифицированные кадры. Непременное условие для новых предприятий - экологическая безопасность.

Тяжелая промышленность - наша опора и наша головная боль. Она дает людям работу, но ухудшает экологию. Однако ситуация уже меняется к лучшему. Техническое перевооружение создает перспективные предпосылки и для экономического прорыва, и для улучшения экологии города.

Сейчас, наверное, фантастически звучит - сделать экологию нашим ресурсом. Но это реально.

Взять на вооружение самые передовые мировые экологические технологии и самую совершенную технику, улучшить их, очистить свой город, и затем продавать уже собственные разработки в разные города и страны. Мы будем делиться своим опытом, а Челябинск станет и образцом, и демонстрационной площадкой экологических и других современных технологий.

Мы уже сейчас сталкиваемся с кадровым дефицитом. По прогнозам специалистов ситуация будет обостряться. Как мы можем эту проблему сделать своим ресурсом? Как утолить кадровый голод и "омолодить" население Челябинска?

Создать федеральный центр по подготовке и переподготовке инженеров и высококвалифицированных рабочих.

У нас есть для этого все предпосылки - производственные площадки, научные и преподавательские кадры, учебные аудитории и лаборатории. Надо добиться федерального финансирования. Наш центр будет обеспечивать кадрами не только предприятия города и области, и не только Урало-Сибирский регион. Мы ставим задачу шире - готовить таких специалистов, за которыми будут стоять в очередь Москва, Петербург, Новосибирск и другие города России, наши ближайшие страны-соседи. Мы ставим задачу обучать не только выпускников школ Уральского федерального округа. Пусть приезжает молодежь из любых регионов России, из соседних с нами государств Центральной Азии. И они приедут, потому что у нас будет своя, уникальная ШКОЛА, школа технологий, школа инженеров, школа программистов, школа успехов и достижений.

А мы сделаем все, чтобы Челябинск за годы обучения стал для приезжих родным, чтобы они захотели остаться у нас, реализовать смелые замыслы и создать здесь свои семьи. Их дети будут уже коренными челябинцами.

Нам во что бы то ни стало нужно сохранить и укрепить статус города-"миллионника". Потому что люди - наше главное богатство, наш ресурс, наше конкурентное преимущество.

Что город должен сделать для людей? Обеспечить комфортную жизнь. Чтобы люди могли хорошо поработать - и хорошо отдохнуть. Город, конечно, будет поддерживать все, что было сделано раньше, но будет и развиваться. Не только количественно - еще столько-то стадионов, столько-то скверов, поликлиник, школ, детских садов. Все, что будем делать, будем оценивать, во-первых, с точки зрения мирового опыта - находимся ли мы в первых рядах, насколько используем весь потенциал современной науки и современных технологий. Во-вторых, с точки зрения завтрашнего дня. Как оценят наши внуки то, что мы сегодня строим? Это здание? Этот парк? Двор? Дом?

Мы должны обеспечить условия для творческого развития каждого. Проводя кинофестиваль или оперный конкурс, мы не ставим целью сделать Челябинск Каннами или Миланом. Мы хотим, чтобы горожане приобщались к искусству, развивали таланты. Чтобы наш промышленный город открывал для наших детей дорогу к успеху. Пусть они прославляют родной город везде, где добьются побед.

Наш город - это наша судьба. И не надо гадать, какой она будет. Надо работать. Работать так, чтобы нами гордились дети и внуки.

Надо учиться, совершенствовать свое мастерство и развивать свои способности. В этом заинтересован каждый человек. В этом заинтересован город.

ВВЕДЕНИЕ


Концептуальные основы стратегии, стратегического плана развития города Челябинска.

В современных условиях мирового развития резко возрастает ответственность муниципальных органов местного самоуправления за перспективы развития городов, растет межгородская, межрегиональная и международная конкуренция, усиливается значимость социальных, экологических и демографических факторов, существенно актуализируется необходимость выбора оптимальной долгосрочной стратегии развития муниципалитета.

Стратегия, стратегический план развития отвечают потребностям новых объективных процессов, происходящих как на местном, так и национальном и глобальном уровнях.

Что такое стратегия и стратегический план.

Стратегия - это общее направление развития города, путеводная линия, которой придерживается городское сообщество. Значит, это корпоративный документ. Предприниматели, чиновники, ученые и все население города при разработке стратегии приходят к согласованному представлению о перспективах развития города, о создании структур для реализации этих перспектив и о мобилизации внутренних и внешних ресурсов для достижения общих стратегических целей развития города.

Стратегическое планирование развития города - это процесс определения того, каким город собирается стать в обозримом будущем.

Стратегический план - это прогнозный документ, интегрирующий в единое целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его внутренние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные шаги, направленные на достижение поставленных целей.

Зачем нужен городу стратегический план?

1. Стратегический план является действенным инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в региональном и международном сотрудничестве.

2. Стратегический план позволяет упорядочить и распределить всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы города предельно эффективным образом.

3. Стратегический план помогает обеспечить концентрацию усилий муниципальных властей, бизнеса и городского сообщества на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города.

4. Стратегический план, содержащий идеи, принципы городского развития, дает ориентиры представителям бизнес-сообщества, предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.

5. Стратегический план является обязательным условием, выдвигаемым при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

6. Стратегический план привлекает к активному творчеству население города, которое в процессе его разработки или реализации вовлекается в партнерство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами.

7. Стратегический план, раскрывая основные цели и ориентиры развития города на длительный период времени, позволяет сделать механизм управления городом более открытым, дает возможность населению, всем общественным силам, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе различных решений и их успешной реализации.

8. Стратегический план показывает широким кругам городской общественности, что усилия муниципальных органов направлены не только на решение частных задач, но и устремлены в будущее с целью обеспечения своему городу устойчивого развития и процветания.

9. Стратегический план дает основания верить, что обеспечение жителей города общественными благами с учетом имеющихся ресурсов будет осуществляться самым справедливым, эффективным и демократическим способом.

Основные подходы к разработке стратегического плана, стратегии.

Разработка плана стратегического развития города Челябинска, рассматриваемого в качестве целостной, многофункциональной системы, способной к саморазвитию, предполагает:

1. Определение стратегического потенциала города.

2. Установление миссии, или иначе, стратегического статуса будущего развития города с учетом его места в региональном, национальном и мировом пространстве развития и степени его инновационно-инвестиционной привлекательности.

3. Формулировку миссии и цели развития, связанных, в первую очередь, с устранением негативных явлений, процессов, факторов и с одновременным усилением благоприятных факторов и конкретных конкурентных преимуществ и возможностей города.

4. Определение основных задач, решение которых представляется целесообразным и неотъемлемым к определенному периоду времени - 2020 году.

5. Выявление основных направлений эффективного развития.

6. Рассмотрение возможных сценариев развития.

В стратегии развития Челябинска увязываются разнонаправленные цели, многочисленные задачи, разнообразные ресурсы и механизмы ее реализации в единый поток деятельности в пространстве города на протяжении определенного времени.

Основные принципы развития города.

Основными принципами развития Челябинска являются:

- учет постиндустриальных тенденций развития;

- партнерство при достижении стратегических целей;

- максимально полное использование внешних возможностей;

- использование имеющихся и создание новых местных конкурентных преимуществ;

- устойчивое развитие;

- максимальное использование собственных ресурсов.

Основополагающие принципы развития Челябинска находятся в русле требований концепции стратегического развития Европейской Хартии Городов, а также Программы устойчивых городов Центра ООН по населенным пунктам (HABITAT).

Основа разработки стратегии.

- Федеральный закон от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".

- Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 328-ЗО "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Челябинской области и областных целевых программах" (в редакции от 31.03.2009 N 375-ЗО).

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»