Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 703 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014 - 2024 годы


ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2021 года N 725


О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 703 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014 - 2024 годы"



В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда на территории Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 703 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014 - 2024 годы" следующие изменения:


в государственной программе Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014 - 2024 годы (далее - Программа):


в тексте Программы:


раздел 1 "Характеристика текущего состояния в сфере ликвидации накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших промышленных площадок на территории Самарской области. Основные проблемы в сфере реализации Программы, включая анализ причин их возникновения, показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"1. Характеристика текущего состояния в сфере ликвидации накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших промышленных площадок на территории Самарской области. Основные проблемы в сфере реализации Программы, включая анализ причин их возникновения, показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы


1.1. Анализ возникновения накопленного вреда окружающей среде в Самарской области



Начиная с 20 - 30-х годов XX века в СССР осуществлялось интенсивное развитие промышленного производства, негативной стороной которого явилось образование больших объемов различных отходов. За десятилетия промышленного производства на территории СССР и затем в Российской Федерации были образованы многочисленные места скопления отходов: в шламонакопителях и шламоотстойниках, прудах-отстойниках, отвалах горных пород, на загрязненных и деградированных участках земель. К ним добавлялись скотомогильники, заброшенные хранилища горюче-смазочных материалов, пестицидов, ядохимикатов и другие подобные объекты, содержащие токсичные вещества. Как указано в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности в Российской Федерации накоплено свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления.


В Куйбышевской области (в настоящее время Самарская область) в результате интенсивного промышленного развития региона, особенно нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, авиакосмической, химической отраслей промышленности, было накоплено значительное количество отходов. Основными видами отходов являются отходы кислот и щелочей, нефтешламы и прочие отходы нефтепродуктов, твердые минеральные отходы, лом и отходы черных металлов, металлические и гальванические шламы, отходы содержания животных и птиц, уличный смет, отходы от жилищ, отходы (осадки) сточных вод.


После прекращения существования СССР в 1991 году и проведения приватизации промышленных предприятий частными собственниками, новыми владельцами предприятий не планировалась деятельность по ликвидации накопленных отходов и причиненного окружающей среде вреда. Проблемные объекты накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты НВОС) передавались в государственную собственность или оставались бесхозными.


В настоящее время, согласно официальным данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в Российской Федерации насчитывается 340 объектов НВОС. В государственный реестр объектов НВОС, который размещен на сайте ФГБУ ВНИИ "Экология", включено 193 объекта. В государственный реестр объектов НВОС, размещенный на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по состоянию на 07.05.2021 включено 327 объектов НВОС. По информации Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлова А.А., в Российской Федерации по состоянию на июнь 2021 года выявлено около 29 тысяч объектов НВОС.

1.2. Реализация государственной политики в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Российской Федерации и Самарской области и ее влияние на ход реализации Программы



Попытки решения проблемы ликвидации объектов НВОС, образованных в период существования СССР, предпринимались еще в 90-е годы прошлого века, когда началась приватизация государственного имущества. В совместном распоряжении Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.1995 N 791-р/1 "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций" предлагалось учитывать потребность в экологической санации предприятий и организаций. В ходе приватизации новые владельцы старались избавиться от объектов природоохранного назначения, изначально входивших в производственные комплексы, то есть перенести всю ответственность за их существование на государство. В первую очередь это относилось к объектам НВОС, включающим накопители отходов производства (и потребления) и загрязненные (деградированные) участки земель. В связи с этим Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) подготовил письмо от 22.12.1999 N 03-22/24-321 "О применении рекомендаций по определению размера прошлого экологического ущерба и степени ответственности продавца и покупателя объектов, намечаемых к приватизации", но это не принесло ожидаемого результата.


Начиная с 2000-х годов Правительство Российской Федерации стало уделять повышенное внимание решению проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в которой отмечалось, что к важнейшим задачам государственной экологической политики относится реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений которой являлось обеспечение экологической безопасности экономического развития и улучшение экологической среды жизни человека, ликвидация накопленного загрязнения, восстановление эродированных земель, захламленных территорий. В апреле 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в числе основных задач государственной политики в области экологического развития отмечается восстановление нарушенных естественных экологических систем, в том числе ликвидация объектов НВОС.