Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года



4.1.3. Экспортная стратегия


Для Алтайского края как региона экспортно ориентированного, профицитного по основным видам агропромышленной продукции, имеющего существенный потенциал в наращивании объемов производства товаров и предоставления различных видов услуг (образовательных, медицинских, туристических), одним из условий дальнейшего развития экономики является расширение рынков сбыта производимой продукции и оказываемых услуг.


Проводимая в регионе последние несколько лет политика импортозамещения и реализация системных мер по продвижению продукции на внешние рынки способствует активизации экспортной деятельности Алтайского края. Так, по итогам 2020 года стоимостный объем экспорта составил 947 млн долларов США, несырьевого неэнергетического экспорта - 795 млн долларов США. Основными точками роста стали такие товары, как семена рапса (увеличение в сравнении с 2019 годом - в 2,6 раза), подсолнечное масло (на 57,4 процента), обработанное зерно злаков (на 48,6 процента), сельскохозяйственные машины (на 40,7 процента), цинковые руды и концентраты (на 10,9 процента), сульфат натрия (на 6,1 процента). Наряду с высокой степенью диверсификации экспорта большая часть внешних поставок носит несырьевой неэнергетический характер - 84 процента, из них более трети - товары высокого передела (40 процентов).


В 2020 году экспортные операции осуществлялись с партнерами из 87 стран мира. Помимо стран, с которыми уже сложились устойчивые торгово-экономические связи (Казахстан, Китай, Узбекистан, Беларусь, США, Монголия, Иран, Кыргызстан, Латвия, Афганистан), в числе стран - импортеров региональной продукции появляются и новые государства (Саудовская Аравия, Гонконг, Лаос, Кения, Швеция, Индонезия и др.).


Для предприятий Алтайского края (особенно сегмента МСП) дальнейшее увеличение объемов экспорта, прежде всего несырьевой направленности, расширение географии рынков сбыта продукции и услуг могут создать дополнительные возможности для привлечения инвестиций, внедрения новых технологий и компетенций, повышения конкурентоспособности, роста поступлений в бюджет компании. Поэтому для региона поддержка экспортно ориентированного бизнеса, стимулирование его к выходу на международные рынки является одним из способов реализации экономического потенциала предприятий, повышения финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности как отдельного хозяйствующего субъекта, так и территории в целом.


Наращивание объемов несырьевого неэнергетического экспорта является одним из приоритетных направлений стратегического развития России. В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена цель - увеличить объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, прежде всего за счет наращивания поставок продукции АПК, машиностроения и предоставления услуг.


Для достижения обозначенной цели разработаны национальный проект "Международная кооперация и экспорт" и 5 федеральных проектов: "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Промышленный экспорт", "Экспорт продукции АПК", "Логистика международной торговли", "Экспорт услуг". В связи с этим на краевом уровне разработаны соответствующие региональные проекты, обеспечивающие достижение целей, показателей и результатов вышеназванных федеральных проектов.


Ключевые проблемы:


высокие логистические затраты предприятий, удаленность от портовой инфраструктуры, что является одним из основных факторов, снижающих конкурентоспособность алтайской продукции;


существенный объем затрат, связанных с выходом на внешние рынки: сертификация, патентование, участие в конгрессно-выставочных мероприятиях и другие затраты, которые занимают значительную долю в бюджете компании-экспортера и являются стоп-фактором для начинающих экспортеров;


отсутствие комплексной региональной системы поддержки экспортной деятельности. Функционал, связанный с продвижением интересов алтайских компаний на внешних рынках, распределен среди разных органов исполнительной власти и институтов. Для организаций, особенно субъектов малого бизнеса, это создает трудности в получении информации по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности и государственной поддержки в этой сфере;


ограниченный спектр продукции высоких переделов, ориентированной на экспорт. В структуре внешних поставок региона существенную долю занимают минеральные ресурсы (угольный кокс, руды, сульфат натрия), продовольствие (зерновые и масличные культуры, растительные масла, пшеничная мука), а также пиломатериалы и круглый лес, что является продукцией средних или низких переделов, реализуемые в основном в близлежащие государства ввиду низкой стоимости единицы продукции при высоких транспортных издержках;


наличие административных и регуляторных барьеров внутри страны - жесткие требования к валютному контролю, сложности в получении международных сертификатов, таможенном оформлении, длительность процедуры возврата экспортного НДС и др.;


недостаточно активная региональная маркетинговая стратегия. Отмечается низкий уровень узнаваемости алтайской продукции за рубежом, региональные товары и их бренды не всегда адаптированы к специфике зарубежных рынков.


Стратегия развития экспорта региона должна учитывать и ключевые тренды глобального характера, которые могут как создавать дополнительные возможности для развития экспортно ориентированных производств и внешнеторговых отношений, так и ограничивать доступ к внешним рынкам сбыта товаров и услуг. Наиболее значимые из них: