Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года




Рис. 13. Перспективные рынки сбыта продукции Алтайского края


Наряду с отраслевыми приоритетами развития экспорта выделяются и страновые направления сбыта продукции и предоставления услуг. Рисунок 13, отражающий географию экспорта Алтайского края, сформирован с учетом уже имеющихся торгово-экономических связей региона, а также прогнозируемого спроса на товары (услуги), производство и реализация которых будут наращиваться регионом.


Исходя из географического положения региона как приграничной геостратегической территории, основным торговым партнером Алтайского края в перспективе останется по-прежнему Республика Казахстан. Вместе с тем его доля в торговом обороте будет постепенно сокращаться (в 2019 году она составляла 27,5 процента) на фоне прогнозируемых тенденций в мировой торговле, способствующих усилению внешнеторговых отношений в первую очередь со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Кроме того, в связи с ускоряющимся развитием промышленности и возрастающей потребностью в продукции химической, деревообрабатывающей отрасли и машиностроения перспективными рынками сбыта для края также могут стать страны Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки. Несмотря на насыщенность рынков Западной и Восточной Европы, в этих странах прогнозируется спрос на продукцию, произведенную из экологически чистого сырья, машины и оборудование, используемые в развитии сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также минеральное сырье и изделия из металлов.


Таким образом, приоритетными рынками для экспорта товаров Алтайского края выступают такие страны, как Казахстан, Белоруссия, Китай, Монголия и Германия.


Стратегические задачи:


1. Совершенствование региональной системы поддержки экспорта.


В настоящее время в регионе основным институтом взаимодействия с экспортно ориентированными предприятиями является Центр поддержки экспорта, функционирующий в рамках Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края. Его работа направлена на оказание информационно-аналитической, консультационной, организационной поддержки экспортной деятельности субъектов МСП.


Также отдельными полномочиями в сфере внешнеэкономической деятельности и межрегиональных отношений наделены органы исполнительной власти региона. Для повышения эффективности государственной поддержки экспортного направления и продвижения интересов алтайских компаний на внешних рынках требуется создание в регионе "единого экспортного окна", работа которого должна опираться на следующие принципы:


адресность - необходим индивидуальный, но при этом системный подход к работе с предприятиями-экспортерами по отраслевой принадлежности, масштабам производства, степени вовлеченности в экспортную деятельность;


комплексность - в соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия должны получить консультацию и содействие в получении всех возможных мер поддержки экспортной деятельности, включая трансляцию федеральной составляющей (начиная от аналитических исследований до брендирования, организации бизнес-миссий и поиска конкретного контрагента);


эффективность - должна быть выстроена система ключевых показателей для оценки результатов деятельности по поддержке экспорта.


При получении государственной поддержки по экспортному направлению базовыми принципами должны быть наращивание вклада МСП в экспортный потенциал региона и стимулирование создания новых экспортно ориентированных производств. При этом приоритет в предоставлении различных форм поддержки должен отдаваться прежде всего предприятиям несырьевой направленности, производителям продукции высоких и средних переделов.


В целях увеличения в крае числа конкурентоспособных экспортно ориентированных предприятий необходимо расширять перечень инструментов поддержки экспорта путем более активной трансляции федеральных мер, реализуемых в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", участия региона в проектах АО "Российский экспортный центр", диверсификации услуг на региональном уровне в соответствии с современными тенденциями и востребованностью экспортерами края.


При этом особое внимание будет уделяться поддержке экспортно ориентированных субъектов МСП, участвующих в несырьевом экспорте, которые занимают существенную долю в количестве экспортеров региона. Объем их несырьевого экспорта возрастет с 415 млн долларов США в 2020 году до 480 млн долларов США в 2024 году и 840 млн долларов США в 2035 году. Доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта к 2035 году составит 30,8 процента (таблица 7).