Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года



Таблица 7


Показатели экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Наименование показателя

2020 год

2024 год

2030 год

2035 год

Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП, единиц

1090

1250

1600

2200

Объем несырьевого экспорта субъектов МСП, млн долларов США

415

480

660

840

Доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта, %

49

38,3

34,9

30,8


Помимо уже реализуемых мер для данного сегмента бизнеса актуальной является проработка таких инструментов, как поддержка поставки первой партии, реализация программ акселерации, организация экспортной кооперации в целях оптимизации затрат по транспортировке и продвижению товаров на зарубежные рынки.


Для организации комплексного сопровождения экспортеров региона по участию в международной торговле предлагается в органах исполнительной власти Алтайского края внедрить институт уполномоченных по развитию экспорта, где будут рассматриваться актуальные вопросы ведения экспортной деятельности с учетом отраслевых особенностей, а также осуществляться продвижение "экспортной культуры".


В рамках реализации проектного подхода и координации действий по поддержке экспорта будет продолжена работа межведомственного рабочего органа по реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт", экспертно-экономического совета при высшем должностном лице, в компетенцию которого также входят вопросы развития экспорта, реализации региональных проектов по направлению "Международная кооперация и экспорт". Активизации экспортной деятельности в регионе будет способствовать внедрение Регионального экспортного стандарта. Согласно вышеназванному документу рекомендовано сформировать управленческую команду, в состав которой войдут должностные лица, ответственные за развитие экспорта, в том числе реализацию приоритетных проектов, и возложить персональную ответственность на членов команды по достижению запланированных результатов, показателей эффективности. Управленческую команду необходимо будет направлять на обучение по вопросам экспортной деятельности и прохождение аттестации с целью подтверждения компетенций. Для более эффективного взаимодействия между представителями органов исполнительной власти, институтов поддержки экспорта и предприятий-экспортеров необходимо создать единый информационный ресурс, посвященный развитию экспорта Алтайского края. В рамках специального интернет-портала будет аккумулирована информация о мерах поддержки экспорта, основных тенденциях его развития, планируемых деловых мероприятиях, включая их онлайн-трансляцию и многое другое. Портал должен иметь возможность ведения личного кабинета экспортера, где компания может отразить запросы на необходимую поддержку для оперативного взаимодействия с региональным "единым окном" по развитию экспорта, а также максимально представить информацию об экспортной деятельности, что послужит базой для формирования единого реестра экспортеров, аналитических материалов о развитии внешнеэкономической деятельности региона. В целях популяризации экспортной деятельности в регионе планируется проведение ежегодного конкурса "Лучший экспортер года".


1. Содействие экспортерам в устранении барьеров при выходе на зарубежные рынки.


На уровне Правительства Алтайского края необходима эффективная система мониторинга экспортной деятельности алтайских компаний на предмет выявления и систематизации проблем, с которыми они сталкиваются при осуществлении экспортных операций и получении различных мер государственной поддержки. Такая система должна включать возможность прямого обращения экспортеров в "единое экспортное окно", проведение социологических опросов, организацию дискуссионных площадок, работу горячей линии и т.п. Решение вопросов должно носить оперативный характер с максимальной проработкой на всех уровнях и вынесением наиболее проблемных вопросов на рассмотрение на федеральном и межправительственном уровнях.


2. Расширение и укрепление внешнеэкономических связей за рубежом и внутри страны.


Правительством Алтайского края заключено 15 соглашений с иностранными государствами и 35 соглашений с субъектами Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве. В связи с планами по расширению географии поставок и усилению сотрудничества с отдельными территориями необходимо продолжить поиск внешнеторговых партнеров, заключение соглашений с новыми субъектами взаимодействия, а также актуализацию и конкретизацию существующих документов. Соглашения должны быть направлены на взаимовыгодное сотрудничество и создание благоприятных условий для реализации продукции на внешних рынках. Отдельным направлением в формировании внешнеэкономических связей является встраивание предприятий в глобальные цепочки добавленной стоимости. Это может быть как осуществление поставок товаров, используемых для производства продукции на внешних рынках с последующим потреблением или экспортом в третьи страны, так и максимальная локализация в крае производств товаров, ориентированных на экспорт.


3. Формирование и реализация активной региональной маркетинговой стратегии.


С целью большей узнаваемости и увеличения продаж региональных товаров и услуг на внешних рынках необходимо организовать работу по продвижению продукции Алтайского края по следующим направлениям:


брендирование региональной продукции и ее адаптация к специфике зарубежных рынков. В первую очередь это создание единого бренда "Сделано в Алтайском крае" и развитие имеющихся суббрендов товаров ("Алтайские продукты +100 к здоровью", "Алтайский мед", "Алтайская мука", "Алтайский сыр" и др.). Грамотная разработка и позиционирование бренда позволят объединить интересы предпринимательского сообщества, органов власти в продвижении производимой продукции, повышении уровня узнаваемости товаров на внешних рынках. Немаловажной является адаптация продукции к специфике зарубежных рынков, особенностям потребительской культуры: разработка определенного дизайна упаковки, ее перевод на иностранные языки, подбор определенной цветовой гаммы, возможное изменение вкусовых характеристик продукции;


повышение эффективности участия предприятий в конгрессно-выставочных мероприятиях. Предполагаются ежегодная разработка и постоянная актуализация календаря наиболее значимых для региона мероприятий (со сроком как минимум на 2 года), заблаговременное информирование предприятий об их проведении, усиление взаимодействия с организаторами выставок, проработка вопроса проведения встреч с потенциальными партнерами, представителями органов власти иностранных государств в рамках мероприятий и т.д.;


организация дней международного бизнеса в регионе. Данное направление включает в себя прием иностранных делегаций на территории Алтайского края, организацию выставочно-ярмарочных мероприятий, гастрономических туров для иностранных делегаций с целью продвижения продукции пищевой промышленности, площадок для проведения деловых переговоров;


продвижение региональных товаров через электронные торговые площадки. Обозначенный инструмент открывает алтайским производителям еще больше возможностей в выходе на зарубежные рынки, где иностранным потребителям можно предложить широкий ассортимент товаров с минимальными временными и материальными затратами. Вследствие этого необходима популяризация электронной торговли на региональном уровне, консультационная поддержка, организация всевозможных обучающих семинаров и деловых мероприятий по данному вопросу, а также расширение взаимодействия с ведущими международными торговыми площадками, формирование системы подготовки кадров для сферы электронной коммерции;