Показатели экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Наименование показателя | 2020 год | 2024 год | 2030 год | 2035 год |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП, единиц | 1090 | 1250 | 1600 | 2200 |
Объем несырьевого экспорта субъектов МСП, млн долларов США | 415 | 480 | 660 | 840 |
Доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта, % | 49 | 38,3 | 34,9 | 30,8 |
Помимо уже реализуемых мер для данного сегмента бизнеса актуальной является проработка таких инструментов, как поддержка поставки первой партии, реализация программ акселерации, организация экспортной кооперации в целях оптимизации затрат по транспортировке и продвижению товаров на зарубежные рынки.
Для организации комплексного сопровождения экспортеров региона по участию в международной торговле предлагается в органах исполнительной власти Алтайского края внедрить институт уполномоченных по развитию экспорта, где будут рассматриваться актуальные вопросы ведения экспортной деятельности с учетом отраслевых особенностей, а также осуществляться продвижение "экспортной культуры".
В рамках реализации проектного подхода и координации действий по поддержке экспорта будет продолжена работа межведомственного рабочего органа по реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт", экспертно-экономического совета при высшем должностном лице, в компетенцию которого также входят вопросы развития экспорта, реализации региональных проектов по направлению "Международная кооперация и экспорт". Активизации экспортной деятельности в регионе будет способствовать внедрение Регионального экспортного стандарта. Согласно вышеназванному документу рекомендовано сформировать управленческую команду, в состав которой войдут должностные лица, ответственные за развитие экспорта, в том числе реализацию приоритетных проектов, и возложить персональную ответственность на членов команды по достижению запланированных результатов, показателей эффективности. Управленческую команду необходимо будет направлять на обучение по вопросам экспортной деятельности и прохождение аттестации с целью подтверждения компетенций. Для более эффективного взаимодействия между представителями органов исполнительной власти, институтов поддержки экспорта и предприятий-экспортеров необходимо создать единый информационный ресурс, посвященный развитию экспорта Алтайского края. В рамках специального интернет-портала будет аккумулирована информация о мерах поддержки экспорта, основных тенденциях его развития, планируемых деловых мероприятиях, включая их онлайн-трансляцию и многое другое. Портал должен иметь возможность ведения личного кабинета экспортера, где компания может отразить запросы на необходимую поддержку для оперативного взаимодействия с региональным "единым окном" по развитию экспорта, а также максимально представить информацию об экспортной деятельности, что послужит базой для формирования единого реестра экспортеров, аналитических материалов о развитии внешнеэкономической деятельности региона. В целях популяризации экспортной деятельности в регионе планируется проведение ежегодного конкурса "Лучший экспортер года".
1. Содействие экспортерам в устранении барьеров при выходе на зарубежные рынки.
На уровне Правительства Алтайского края необходима эффективная система мониторинга экспортной деятельности алтайских компаний на предмет выявления и систематизации проблем, с которыми они сталкиваются при осуществлении экспортных операций и получении различных мер государственной поддержки. Такая система должна включать возможность прямого обращения экспортеров в "единое экспортное окно", проведение социологических опросов, организацию дискуссионных площадок, работу горячей линии и т.п. Решение вопросов должно носить оперативный характер с максимальной проработкой на всех уровнях и вынесением наиболее проблемных вопросов на рассмотрение на федеральном и межправительственном уровнях.
2. Расширение и укрепление внешнеэкономических связей за рубежом и внутри страны.
Правительством Алтайского края заключено 15 соглашений с иностранными государствами и 35 соглашений с субъектами Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве. В связи с планами по расширению географии поставок и усилению сотрудничества с отдельными территориями необходимо продолжить поиск внешнеторговых партнеров, заключение соглашений с новыми субъектами взаимодействия, а также актуализацию и конкретизацию существующих документов. Соглашения должны быть направлены на взаимовыгодное сотрудничество и создание благоприятных условий для реализации продукции на внешних рынках. Отдельным направлением в формировании внешнеэкономических связей является встраивание предприятий в глобальные цепочки добавленной стоимости. Это может быть как осуществление поставок товаров, используемых для производства продукции на внешних рынках с последующим потреблением или экспортом в третьи страны, так и максимальная локализация в крае производств товаров, ориентированных на экспорт.
3. Формирование и реализация активной региональной маркетинговой стратегии.
С целью большей узнаваемости и увеличения продаж региональных товаров и услуг на внешних рынках необходимо организовать работу по продвижению продукции Алтайского края по следующим направлениям:
брендирование региональной продукции и ее адаптация к специфике зарубежных рынков. В первую очередь это создание единого бренда "Сделано в Алтайском крае" и развитие имеющихся суббрендов товаров ("Алтайские продукты +100 к здоровью", "Алтайский мед", "Алтайская мука", "Алтайский сыр" и др.). Грамотная разработка и позиционирование бренда позволят объединить интересы предпринимательского сообщества, органов власти в продвижении производимой продукции, повышении уровня узнаваемости товаров на внешних рынках. Немаловажной является адаптация продукции к специфике зарубежных рынков, особенностям потребительской культуры: разработка определенного дизайна упаковки, ее перевод на иностранные языки, подбор определенной цветовой гаммы, возможное изменение вкусовых характеристик продукции;
повышение эффективности участия предприятий в конгрессно-выставочных мероприятиях. Предполагаются ежегодная разработка и постоянная актуализация календаря наиболее значимых для региона мероприятий (со сроком как минимум на 2 года), заблаговременное информирование предприятий об их проведении, усиление взаимодействия с организаторами выставок, проработка вопроса проведения встреч с потенциальными партнерами, представителями органов власти иностранных государств в рамках мероприятий и т.д.;
организация дней международного бизнеса в регионе. Данное направление включает в себя прием иностранных делегаций на территории Алтайского края, организацию выставочно-ярмарочных мероприятий, гастрономических туров для иностранных делегаций с целью продвижения продукции пищевой промышленности, площадок для проведения деловых переговоров;
продвижение региональных товаров через электронные торговые площадки. Обозначенный инструмент открывает алтайским производителям еще больше возможностей в выходе на зарубежные рынки, где иностранным потребителям можно предложить широкий ассортимент товаров с минимальными временными и материальными затратами. Вследствие этого необходима популяризация электронной торговли на региональном уровне, консультационная поддержка, организация всевозможных обучающих семинаров и деловых мероприятий по данному вопросу, а также расширение взаимодействия с ведущими международными торговыми площадками, формирование системы подготовки кадров для сферы электронной коммерции;