(с изменениями на 30 августа 2022 года)
(в ред. постановлений губернатора Амурской области от 03.11.2021 N 285, от 30.08.2022 N 181)
Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 и пункта 20 Плана-графика разработки проекта стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления на уровне субъектов Российской Федерации, утвержденного Перечнем поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. по итогам совещания с заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственными за цифровую трансформацию, от 17 мая 2021 г. N ДЧ-П10-6146, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Амурской области.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области Матюхина П.В.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления губернатора Амурской области от 30.08.2022 N 181)
1.1. Основания разработки
Основаниями разработки Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Амурской области (далее - Стратегия) являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р;
основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года;
Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7;
иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Амурской области, определяющие направления применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации и Амурской области.
1.2. Перечень внедряемых отечественных технологий
В ходе реализации Стратегии будут внедрены следующие технологии:
1. Нейротехнологии и искусственный интеллект (далее - ИИ).
2. Системы распределенного реестра.
3. Облачные технологии.
4. Технологии сбора и обработки больших данных.
5. Компоненты робототехники и сенсорика.
6. Компьютерное зрение.
7. Технологии беспроводной связи.
8. Системы поддержки принятия решений, рекомендательные системы.
9. Обработка естественного языка, анализ текстов.
10. Машинный перевод.
11. Генерация текстов.
12. Технологии информационного моделирования (далее - ТИМ).
13. Новые производственные технологии.
Указанные технологии будут применены по следующим направлениям: нейротехнологии и ИИ будут использоваться в рамках развития цифровых помощников учителя, ученика и родителя, в результате внедрения нейротехнологий и ИИ в отрасли здравоохранения будет обеспечено повышение качества и доступности профилактики, скрининга, диагностики, лечения, сопровождения и реабилитации. Компьютерное зрение и технологии беспроводной связи будут применены в сфере транспорта и логистики при внедрении инициатив интеллектуального управления городскими автодорожными сетями. Компоненты робототехники и сенсорики в рамках развития городской среды позволят повысить эффективность управления инженерной инфраструктурой и повысить объективность контроля за состоянием инженерных сетей.
1.3. Особенности реализации Стратегии
Стратегия утверждается один раз в три года в году, предшествующему трехлетнему циклу финансового планирования Амурской области, с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых в Амурской области, в программе цифровой трансформации Амурской области, которая утверждается нормативным правовым актом Правительства Амурской области в году утверждения Стратегии.
В Амурской области может быть создан соответствующий центр компетенций по анализу и обработке данных, а также при необходимости для популяризации ИТ-специальностей и проектов по цифровой трансформации.
Наименование Стратегии | Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Амурской области |
Срок реализации Стратегии | Период 2022 - 2024 годов |
Направления Стратегии | 1. Повышение благосостояния граждан Амурской области. 2. Повышение уровня жизни граждан Амурской области. 3. Повышение инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности экономики Амурской области. 4. Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Амурской области |
Задачи Стратегии | 1. Создание конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных, преимущественно на основе отечественных разработок. 2. Реализация комплексов мероприятий, направленных на успешное становление цифровой экономики в Амурской области, обеспечивающей развитие информационно-коммуникационных технологий, информационной инфраструктуры, перевод социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид. 3. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в ключевых отраслях экономики и социальной сферы Амурской области, в том числе в интересах населения. 4. Автоматизация и цифровизация региональных производств на основе модернизации промышленных процессов и технологий |
Ответственные исполнители | 1. Министерство цифрового развития и связи Амурской области. 2. Министерство образования и науки Амурской области. 3. Министерство здравоохранения Амурской области. 4. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. 5. Министерство по физической культуре и спорту Амурской области. 6. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области. 7. Министерство сельского хозяйства Амурской области. 8. Министерство социальной защиты населения Амурской области. 9. Министерство строительства и архитектуры Амурской области. 10. Министерство природных ресурсов Амурской области. 11. Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области. 12. Государственная жилищная инспекция Амурской области. 13. Главное управление МЧС России по Амурской области (по согласованию) |
Результаты Стратегии до 2024 года | 1. Обеспечение потребности исполнительных органов государственной власти Амурской области в программно-аппаратных комплексах, обеспечивающих процессы ведомственной информатизации, в том числе в целях эффективного взаимодействия с гражданами. 2. Обеспечение перевода массовых социально значимых услуг в электронный вид. 3. Увеличение доли обращений за получением массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - ЕПГУ), без необходимости личного посещения исполнительных органов государственной власти Амурской области, органов местного самоуправления Амурской области и многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). 4. Уменьшение доли населенных пунктов Амурской области, в которых отсутствует сотовая связь в современном стандарте 4G, в сравнении с 2021 годом. 5. Увеличение до 100% доли граждан, у которых сформированы интегрированные электронные медицинские карты, доступные на ЕПГУ. 6. Создание типовых требований интеллектуального управления коммунальной (инженерной) инфраструктуры. 7. Внедрение современной и безопасной цифровой образовательной среды. 8. Увеличение количества проектов по разработке и внедрению отечественных решений в сфере информационных технологий, получивших государственную поддержку за счет средств областного бюджета. 9. Увеличение количества инвестиционных проектов, направленных на модернизацию промышленных процессов и технологий, рост объемов промышленного производства |
Бенефициары Стратегии | 1. Государственные служащие. 2. Государственные компании и организации. 3. Граждане Российской Федерации. 4. Жители регионов. 5. Занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области архитектуры и проектирования. 6. Занятые в сфере (отрасли) - образование общее. 7. Занятые в сфере (отрасли) - образование профессиональное. 8. Занятые в сфере (отрасли) - общее и дополнительное образование. 9. Занятые в сфере (отрасли) - сельское хозяйство и охота. 10. Занятые в сфере (отрасли) - строительство. 11. Индивидуальные предприниматели. 12. Исполнительные органы государственной власти Амурской области. 13. Крупный бизнес (публичные и частные компании). 14. Малый и средний бизнес. 15. Организации - высшее образование. 16. Организации - деятельность в области архитектуры и проектирования. 17. Организации - деятельность в области здравоохранения. 18. Организации - деятельность в области спорта, организации досуга и развлечений. 19. Организации - научные исследования и разработки. 20. Организации - образование общее. 21. Организации - общее и дополнительное образование. 22. Организации - сельское хозяйство и охота. 23. Организации - деятельность в области социальных услуг. 24. Организации - строительство. 25. Организации - транспорт (кроме трубопроводного). 26. Органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области. 27. Промышленные предприятия. 28. Родители школьников. 29. Семьи с детьми. 30. Школьники |
Ресурсы | 1. Федеральный бюджет. 2. Региональный бюджет |
Долгосрочные социально-экономические эффекты | Повышение эффективности государственного управления за счет цифровой трансформации с целью улучшения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности Амурской области, развития экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества |
Связь с показателями национальных целей | 1. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. 2. Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 3. Улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год. 4. Улучшение качества городской среды в полтора раза. 5. Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%. 6. Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза. 7. Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. 8. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. 9. Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97%. 10. Ежегодный прирост производительности труда на промышленных предприятиях области не менее 5% |
3.1. Цель цифровой трансформации
Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Амурской области является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Амурской области для ускорения экономического роста, формирования общества знаний и улучшения качества жизни населения Амурской области, достижение высокой степени цифровой зрелости основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки гражданам.
3.2. Задачи цифровой трансформации