(с изменениями на 31 августа 2023 года)
(в ред. постановления Администрации Курской области от 31.08.2022 N 958-па, постановления Правительства Курской области от 31.08.2023 N 953-пп)
Во исполнение пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 4 декабря 2020 г. Администрация Курской области постановляет:
Утвердить прилагаемую Стратегию цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области на период с 2021 по 2024 год.
Губернатор
Курской области
Р.СТАРОВОЙТ
СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2021 ПО 2024 ГОД
(в ред. постановления Администрации Курской области от 31.08.2022 N 958-па, постановления Правительства Курской области от 31.08.2023 N 953-пп)
1.1. Основания разработки.
Основаниями разработки Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области (далее - Стратегия цифровой трансформации) являются:
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 4 декабря 2020 г. N ПР-2242;
протокол заседания межведомственного совета по цифровому развитию Курской области N 1 от 12 марта 2021 года.
1.2. Перечень внедряемых отечественных технологий.
В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации будут внедрены следующие технологии:
1. Искусственный интеллект.
2. Большие данные (big data).
3. Интернет вещей.
4. Беспроводная связь.
5. Виртуальная реальность.
6. Дополненная реальность.
7. Новые производственные технологии.
Указанные технологии будут применены следующим образом. Искусственный интеллект (далее - ИИ) будет использоваться: в рамках разработки региональных сервисов прогнозирования потребности в педагогических кадрах, выработке предложений по оптимальной траектории развития обучающихся, профессионального роста педагогов; в рамках развития медицины для систем поддержки принятия врачебных решений, диагностики и мониторинга состояния здоровья пациентов, снижения затрат времени медицинских работников на рутинные операции; в работе информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" при внедрении сервисов предоставления всех государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде; для обеспечения единых стандартов оказания мер социальной поддержки на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, перехода на предоставление мер социальной поддержки на основании только заявления с выводом на едином портале государственных услуг / региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ/РПГУ) или проактивно, централизации сведений о льготных статусах граждан для последующего предоставления им мер социальной поддержки на основании только заявления или проактивно, внедрения в Курской области цифровой платформы долговременного ухода для улучшения качества жизни и сохранения жизненных способностей граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самостоятельному уходу, обеспечения дистанционного получения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Курской области, беженцами в режиме реального времени информации по вопросам функционирования Центрального банка Российской Федерации в части вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и их территориальных органов, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы по вопросам предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
(в ред. постановления Правительства Курской области от 31.08.2023 N 953-пп)
В области финансов и бюджетного учета: роботизированная автоматизация процессов, в части создания и проведения цепочек связанных документов. Проведение сверок данных, автоматизация прочих рутинных бухгалтерских процедур. Оптическое распознавание текста и машинное обучение. Автоматически, без специальной команды пользователя, будучи подключенным к соответствующим правовым системам, просматривать и "понимать" нормативно-правовые и иные юридические документы, "оценивая" их последствия для деятельности учреждения и "предлагая" возможные варианты их "трактовки" относительно правового обеспечения.
Big data будет использоваться: в Центрах управления регионами; как фактологическая основа для анализа региональной, муниципальной системы образования, выработки рекомендаций по развитию существующей региональной системы, управленческих механизмов; для создания систем эффективного управления здравоохранением на основе динамического анализа большого массива первичных данных, получаемых из различных информационных систем.
В области финансов и бюджетного учета: как основа для анализа региональной и муниципальной бюджетных систем, выработки управленческих решений для эффективного финансового и экономического управления регионом.
Интернет вещей будет использоваться при цифровой трансформации контрольной (надзорной) деятельности.
Беспроводная сеть будет использоваться как основной инфраструктурный элемент функционирования цифровой образовательной среды.
Виртуальная, дополненная реальность будут использоваться как важные инструменты визуализации при формировании образовательного контента.
Новые производственные технологии будут применены в процессах проектирования и моделирования.
1.3. Особенности и срок реализации.
Срок реализации Стратегии цифровой трансформации - до 2024 года включительно.
Стратегия цифровой трансформации утверждается один раз в три года, в году, предшествующем трехлетнему циклу финансового планирования Курской области, с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии цифровой трансформации возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии цифровой трансформации, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых Курской областью, в программе цифровой трансформации Курской области, которая утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Курской области в году утверждения Стратегии цифровой трансформации.
В Курской области может быть создан соответствующий центр компетенций по анализу и обработке данных, а также при необходимости для популяризации IT-специальностей и проектов по цифровой трансформации.
Наименование стратегии: | Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области |
Срок реализации: | Период 2022 - 2024 годов |
Краткое направление стратегии: | 1. Повышение благосостояния граждан, проживающих в Курской области. 2. Занятие Курской областью лидерских позиций в Российской Федерации. 3. Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Курской области. 4. Содействие гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечение массовой цифровой грамотности |
Что делаем? | Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок: создаем устойчивую, защищенную инфраструктуру, подключаем социально значимые объекты Курской области к высокоскоростному Интернету, устраняем "цифровое неравенство". Создание "сквозных" цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок: развиваем инструменты поддержки бизнеса, производящего высокотехнологичные продукты. Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики: реализуем программы обучения и повышения квалификации, направленные на получение цифровых компетенций. Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства: реализуем проекты, направленные на защиту хранимых и передаваемых персональных данных. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей: внедряем общефедеральные и региональные цифровые платформы в социально-экономических отраслях Курской области |
Кто делает? | Министерство цифрового развития и связи Курской области. Министерство финансов и бюджетного контроля Курской области в области финансов и бюджетного отчета |
(в ред. постановления Правительства Курской области от 31.08.2023 N 953-пп) | |
Результаты стратегии до 2024 года: | Население Курской области активно использует внедренные в рамках реализации Стратегии цифровые решения. Оптимизированы процессы взаимодействия населения и бизнеса с органами власти. Создана необходимая инфраструктура для повсеместного внедрения цифровых решений. Обеспечен необходимый уровень квалификации персонала, задействованного в реализации мероприятий цифровой трансформации. Созданы предпосылки для достижения национальной цели "Цифровая трансформация", в том числе: достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе финансов и бюджетного учета, здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде; увеличение роста доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий |
Бенефициары стратегии: | 1. Государственные и муниципальные служащие. 2. Государственные компании и организации. 3. Государственные учреждения (включая органы государственной власти, казенные, бюджетные и автономные учреждения, администрации районов, городов и поселений и муниципальные учреждения). 4. Граждане РФ. 5. Граждане старше 16 лет. 6. Жители регионов. 7. Занятые в сфере (отрасли) - Высшее образование. 8. Занятые в сфере (отрасли) - Лесное хозяйство (включая лесозаготовку). 9. Занятые в сфере (отрасли) - Научные исследования и разработки. 10. Занятые в сфере (отрасли) - Образование общее. 11. Занятые в сфере (отрасли) - Сельское хозяйство и охота. 12. Инвесторы. 13. Индивидуальные предприниматели. 14. Физические и юридические лица. 15. Исполнительные органы Курской области. 16. Коммерческие организации. 17. Малый и средний бизнес. 18. Население. 19. Население - пассажиры и потребители транспортных услуг. 20. Население, пострадавшее в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 21. Некоммерческие организации. 22. Образовательные организации. 23. Обучающиеся. 24. Организации - Высшее образование. 25. Организации - Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение. 26. Организации - Деятельность в области архитектуры и проектирования. 27. Организации - Деятельность в области спорта, организации досуга и развлечений. 28. Организации - Деятельность в области информационных технологий и разработка программного обеспечения. 29. Организации - Лесное хозяйство (включая лесозаготовку). 30. Организации - Научные исследования и разработки. 31. Организации - Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха. 32. Организации - Образование общее. 33. Организации - Общее и дополнительное образование. 34. Организации - операторы объектов транспортной инфраструктуры. 35. Организации - Сельское хозяйство и охота. 36. Организации - Строительство. 37. Организации - Транспорт (кроме трубопроводного). 38. Исключен. - Постановление Правительства Курской области от 31.08.2023 N 953-пп. 39. Органы местного самоуправления. 40. Педагогические работники. 41. Родители (законные представители). 42. Федеральные органы государственной власти. 43. Обучающиеся |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 31.08.2022 N 958-па, постановления Правительства Курской области от 31.08.2023 N 953-пп) | |
Ресурсы: | 1. Федеральный бюджет. 2. Региональный бюджет |
Долгосрочные социально-экономические эффекты: | Решение социальных задач населения Курской области. Развитие бизнеса. Сокращение финансовых издержек, времени при осуществлении функций государственного управления. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий - не менее чем в 2 раза, по сравнению с показателем 2019 года |
Связь с показателями национальных целей | 1. Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. 3. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. 4. Улучшение качества городской среды в полтора раза. 5. Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. 6. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов |
3.1 Цель цифровой трансформации.
Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области является оказание качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирование качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки, централизация управления ИТ-инфраструктурой исполнительных органов Курской области, за счет достижения высокой степени "цифровой зрелости".
(п. 3.1 в ред. постановления Администрации Курской области от 31.08.2022 N 958-па)
3.2. Задачи цифровой трансформации.
Задачи цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области:
1. Увеличение доли государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме.
2. Цифровизация контрольно-надзорной деятельности.
3. Переход на электронный, юридически значимый документооборот.
4. Внедрение цифровой образовательной среды.