В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" Правительство Амурской области постановляет:
Внести в региональную программу "Модернизация первичного звена здравоохранения Амурской области" на 2021 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 14 декабря 2020 г. N 849, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2021 - 2025 ГОДЫ
Сроки реализации региональной программы | 2021 - 2025 годы |
Разработчик региональной программы | Правительство Амурской области |
Участники региональной программы | Министерство здравоохранения области. Министерство строительства и архитектуры области. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области. Муниципальные образования и городские округа области. Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению |
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации | Государственная программа "Развитие здравоохранения Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 3 июля 2013 г. N 302 |
Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа | Постановление Правительства Амурской области от 14 декабря 2020 г. N 849 |
Цели региональной программы и их значения по годам реализации | Цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек. Цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. Цель 3 - обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи |
Задачи региональной программы | Задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья. Задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача. Задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи. Задача 6 - введение коэффициента дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах. Задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи. Задача 8 - разработка и утверждение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы. Задача 9 - реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше. Задача 10 - профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы | Консолидированный бюджет - 3530448,5 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 3381205,9 тыс. рублей; средства бюджета Амурской области - 149242,6 тыс. рублей. В 2021 году - 641899,7 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 614764,7 тыс. рублей; средства бюджета Амурской области - 27135,0 тыс. рублей. В 2022 году - 641899,7 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 614764,7 тыс. рублей; средства бюджета Амурской области - 27135,0 тыс. рублей. В 2023 году - 641899,7 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 614764,7 тыс. рублей; средства бюджета Амурской области - 27135,0 тыс. рублей. В 2024 году - 802374,7 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 768455,9 тыс. рублей; средства бюджета Амурской области - 33918,8 тыс. рублей. В 2025 году - 802374,7 тыс. рублей: средства федерального бюджета: - 768455,9 тыс. рублей; средства бюджета Амурской области - 33918,8 тыс. рублей |
Аналитическая записка к схемам размещения объектов здравоохранения Амурской области приведена в приложении N 1 к настоящей программе.
План мероприятий по реализации региональной программы приведен в приложении N 2 к настоящей программе.
Сведения о целях и задачах региональной программы приведены в приложении N 3 к настоящей программе.
Ресурсное обеспечение региональной программы приведено в приложении N 4 к настоящей программе.
Схема размещения медицинских организаций, участвующих в региональной программе (территориальное планирование), с аналитической запиской приведены в приложении N 5 к настоящей программе.
Перечень основных нормативных актов, на основе которых разрабатывалась региональная программа, приведен в приложении N 6 к настоящей программе.
Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) медицинских организаций, участвующих в региональной программе, приведено в приложении N 7 к настоящей программе.
Оснащение оборудованием медицинских организаций, участвующих в региональной программе, приведено в приложении N 8 к настоящей Программе.
Оснащение автотранспортом медицинских организаций, участвующих в региональной программе, приведено в приложении N 9 к настоящей программе.
Кадровое обеспечение медицинских организаций Амурской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, участвующих в региональной программе, приведено в приложении N 10 к настоящей программе.
Общая площадь территории Амурской области составляет 361,9 км2. В состав Амурской области включены 9 городских округов, в том числе г. Благовещенск, и 20 муниципальных районов и округов: Благовещенский, Архаринский, Белогорский, Бурейский, Завитинский, Зейский, Ивановский, Магдагачинский, Михайловский, Октябрьский, Ромненский, Серышевский, Сковородинский, Тамбовский, Шимановский, Селемджинский, Тындинский, Свободненский, Константиновский, Мазановский.
Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации, в умеренном географическом поясе, между 48°51' и 57°04' с.ш. и 119°39' и 134°55' в.д., является частью Дальневосточного федерального округа. Граничит с Республикой Саха (Якутия) на севере, с Хабаровским краем на востоке, с Еврейской автономной областью на юго-востоке и с Забайкальским краем на западе. Имеет внешнюю границу с Китаем на юге и юго-западе по реке Амур.
На территории Амурской области имеются отдаленные и труднодоступные территории - Зейский, Магдагачинский, Мазановский, Селемджинский, Сковородинский, Тындинский, Шимановский районы.
Плотность населения - 2,18 чел./км2. Городское население составляет 67,7%, сельское население - 32,3%.
По данным Росстата, численность населения Амурской области на 1 января 2020 г. составляет 790044 человека, в том числе численность взрослого населения - 611342 человека, численность детского населения - 178702 человека. Городское население - 535151 человек, сельское население - 254893 человека. Согласно прогнозу Росстата численность населения в 2025 году по среднему прогнозу составит 767334 человека.
В Амурской области отсутствуют населенные пункты, население которых не имеет прикрепления для оказания медицинской помощи к медицинским организациям.
В программу модернизации первичного звена здравоохранения включено 30 медицинских организаций - юридических лиц, подведомственных министерству здравоохранения Амурской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
В Амурской области из 646 населенных пунктов 95 населенных пунктов с численностью населения до 100 человек (14 населенных пунктов с нулевой численностью и 81 населенный пункт с численностью населения от 1 до 99 человек) и 2 населенных пункта с численностью свыше 100 человек недоступны для оказания первичной медико-санитарной помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
Из 95 населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек, недоступных для оказания первичной медико-санитарной помощи, 14 населенных пунктов, в том числе 3 населенных пункта с нулевой численностью, находятся в Архаринском районе, 8 населенных пунктов в Белогорском районе, 3 - в Бурейском районе, 2 - в Завитинском районе, 2 - в Зейском районе, 3 - в Ивановском районе, 9 (в том числе 3 населенных пункта с нулевой численностью) - в Магдагачинском районе, 8 - в Мазановском районе, 7 - в Михайловском районе, 8 (в том числе 2 населенных пункта с нулевой численностью) - в Октябрьском районе, 5 - в Ромненском районе, 1 - в Селемджинском районе, 6 (в том числе 1 населенный пункт с нулевой численностью) в Серышевском районе, 13 (в том числе 4 населенных пункта с нулевой численностью) - в Сковородинском районе, 2 - в Тындинском районе, 4 (в том числе 1 населенный пункт с нулевой численностью) - в Шимановском районе. В Сковородинском районе недоступны 2 населенных пункта с численностью населения свыше 100 человек.
Из 2 недоступных для оказания первичной медико-санитарной помощи населенных пунктов (численность от 101 до 2000 человек): 13 медицинских организаций, 104 входящих структурных подразделений, обслуживающих меньше рекомендуемой численности населения; 2 медицинские организации без структурных подразделений, обслуживающие население больше рекомендуемой численности.
Анализ расстояний от населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек до ближайших медицинских организаций, входящих структурных подразделений, показал, что в Амурской области имеются населенные пункты вне зоны доступности медицинской помощи:
более 6 км, согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н, - 2 населенных пункта;
более 30 минут доезда (с использованием транспорта) согласно требованиям пункта 10.4 свода правил "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, - 2 населенных пункта.
Аналитическая записка к схемам размещения объектов здравоохранения Амурской области приведена в приложении N 1 к региональной программе.
При проведении анализа размещения объектов, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь в привязке к населенным пунктам, осуществлена сверка данных по населенным пунктам, содержащаяся в паспортах медицинских организаций, с данными федерального реестра медицинских организаций, геоинформационной подсистемы единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Сформирована блок-схема действующей сети медицинских организаций Амурской области и их структурных подразделений на текущую дату в разрезе муниципальных образований, блок-схема действующей сети медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и блок-схема оптимальной сети медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (приложение N 5 к региональной программе).
Медицинскую помощь в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек планируется обеспечить выездными формами работы врачебных бригад, в том числе с привлечением передвижных медицинских комплексов.
На сегодняшний день большинство структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, размещается в приспособленных зданиях, износ зданий фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, в которых оказывается помощь сельскому населению, составляет более 85%.
В соответствии с анализом паспортов медицинских организаций, участвующих в программе модернизации первичного звена здравоохранения с целью совершенствования оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе, необходимо обеспечить укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения первичного звена.
Данные о степени износа зданий медицинских организаций, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь:
из 56 врачебных амбулаторий 2 (3,6%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 2 (3,6%) требуют капитального ремонта;
из 315 фельдшерско-акушерских пунктов 28 (8,9%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса.
Перечень мероприятий по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) медицинских организаций, участвующих в региональной программе, указан в приложении N 7 к региональной программе.
Имеется потребность в оснащении медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медицинскими изделиями. Доля оборудования, находящегося в первичном звене, увеличилась с 39,6% до 41,1%, при этом доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет увеличилась с 49,8% до 56,8% (по данным формы N 30 федерального статистического наблюдения за 2019 год).
Увеличилась доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет:
по рентгено-диагностическим комплексам (на 3 рабочих места) - с 38 до 65%;
по рентгено-диагностическим комплексам для рентгенографии и томографии (на 2 рабочих места) - с 53 до 65%;
по цифровым аппаратам для исследований органов грудной клетки (цифровые флюорографы) - с 34 до 54%;
по маммографическим аппаратам - с 35 до 44%;
по аппаратам УЗИ - с 30 до 36%.
В рамках программы в целях создания оптимальной инфраструктуры медицинских организаций предусмотрены осуществление нового строительства и реконструкция объектов здравоохранения (приложение N 7):