МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МИНОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА)

ПРИКАЗ

от 21 июля 2021 года N 1212


Об утверждении Порядка организации инклюзивного образования в Республике Крым



В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Приказ от 22.03.2021 N 115), приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ", распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", с целью организации качественного и доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, приказываю:


1. Утвердить Порядок организации инклюзивного образования в Республике Крым (далее - Порядок) согласно приложению.


2. Управлению по защите прав несовершеннолетних (Петлюченко Т.В.) довести Порядок до сведения руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Крым, государственных бюджетных общеобразовательных учреждений интернатного типа Республики Крым.


3. Государственному бюджетному учреждению Республики Крым, осуществляющему обучение, "Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения" (Звегинцева Ю.В.) оказать консультативно-методическую помощь образовательным организациям в использовании Порядка.


4. Руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Крым:


4.1. Довести Порядок до сведения руководителей образовательных организаций.


4.2. Обеспечить исполнение Порядка образовательными учреждениями при организации инклюзивного обучения.


5. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 26.11.2014 N 313 "Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы" признать утратившим силу.


6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 года.


7. Контроль за исполнением данного приказа возложить на первого заместителя министра образования, науки и молодежи Республики Крым Бойко В.К., заместителя министра образования, науки и молодежи Республики Крым Асанова Т.Р.



Министр
В.В.ЛАВРИК



Приложение
к приказу
МОНМ РК
от 21.07.2021 N 1212



ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ


1. Настоящий Порядок разработан в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", приказом от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ", распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - санитарные правила СП 2.4.3648-20), приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 N 10н, от 12.04.2017 N 351н.


2. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) может быть организовано совместно с другими обучающимися.


Образование обучающимся с ОВЗ осуществляется образовательными организациями в группах комбинированной направленности, классах с инклюзивным обучением и с использованием других инновационных моделей организации инклюзивного образования (в том числе в ресурсных группах/классах, иных формах) с применением личностно-ориентированных методов обучения и с учетом индивидуальных особенностей познавательного, физического, эмоционально-волевого и социального развития данной категории обучающихся.


3. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.


4. Для получения образования обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в образовательных организациях создаются специальные условия для обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие:


- необходимые учебно-методические и наглядно-дидактические пособия, специальные учебники и технические средства коллективного и индивидуального пользования;


- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;


- проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий отдельными специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор и другие) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), а также психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее - ППк);


- обеспечение соответствующими педагогическими кадрами;


- беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в здания и помещения образовательных организаций;


- другие специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.


5. Создание/открытие групп комбинированной направленности, классов с инклюзивным обучением и других инновационных моделей организации инклюзивного обучения закрепляется нормативным актом образовательной организации по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК и по согласованию с учредителем. Зачисление детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности, классы с инклюзивным обучением осуществляется в установленном законодательством порядке.


6. Учредитель образовательной организации выделяет в установленном порядке средства образовательной организации для создания специальных условий получения образования детьми с ОВЗ: образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевода при реализации соответствующих образовательных программ, адаптации образовательных организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ОВЗ, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности и иные условия, без которых освоение образовательных программ лицами с ОВЗ затруднено.


Руководитель образовательной организации несет ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного образования.


7. В образовательных организациях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами психологической службы (педагогами-психологами, социальными педагогами) таких организаций и соответствующими педагогическими работниками.


8. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности, классах с инклюзивным обучением в образовательных организациях в соответствии с особыми потребностями, индивидуальными особенностями познавательного, физического, эмоционально-волевого развития обучающихся функционируют ППк с обязательным участием родителей (законных представителей). Члены ППк участвуют в разработке адаптированной образовательной программы и/или индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ, отслеживают динамику развития ребенка, оценивают успешность в освоении образовательной программы, эффективность освоения коррекционно-развивающих программ и результаты социализации.


9. В дошкольных образовательных организациях количество воспитанников с ОВЗ определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного воспитанника, а также соблюдения требований к расстановке мебели в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:


- в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ОВЗ;


- в возрасте старше 3 лет, в том числе:


- не более 10 детей, из них не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом,


- не более 15 детей, из них не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени,


- не более 17 детей, из них не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.


Допускается организация разновозрастных групп комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.


При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.


10. Количество обучающихся в классе с инклюзивным обучением определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.


Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом:


- не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий;


- не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.


Количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.


11. Содержание образования и условия организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях в группах комбинированной направленности и классах с инклюзивным обучением определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида с учетом индивидуальных особенностей познавательного, физического, эмоционально-волевого и социального развития обучающихся и рекомендаций ПМПК.


12. Адаптированная образовательная программа и индивидуальный учебный план для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование) самостоятельно разрабатывается по согласованию с родителями (законными представителями), при необходимости корректируется и утверждается образовательной организацией ежегодно. Адаптированная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.


Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционно-развивающей направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.


Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП). Количество часов, выделяемых на обязательные занятия коррекционной направленности, определяется в соответствии с учебным планом АООП.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»