МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРИКАЗ

от 26 ноября 2014 года N 313


Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы

В соответствии c Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", с целью организации качественного и доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью

приказываю:

1. Утвердить Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы (прилагается).

2. Управлению по защите прав детей (Трифанов С.И.) довести данный Порядок до сведения органов управления образованием.

3. Крымскому республиканскому учреждению "Методический центр психолого-медико-педагогического сопровождения" (Звегинцева Ю.В.) оказать необходимую методическую помощь образовательным организациям в использовании данного Порядка в реализации инклюзивного образования.

4. Руководителям органов управления образованием:

4.1. довести данный Порядок до сведения руководителей образовательных организаций.

4.2. разработать перспективные планы по реализации инклюзивного образования в образовательных организациях;

4.3. осуществлять контроль за исполнением данного Порядка при организации инклюзивного образования.

5. Данный приказ вступает в силу с 01 января 2015 года.

6. Контроль за исполнением данного приказа возложить на начальника управления по защите прав детей Трифанова С.И.

Министр
Н.Г. Гончарова



г. Симферополь

26 ноября 2014 года

N 313

Приложение
к приказу Министерства
образования, науки и молодежи
Республики Крым
от 26 ноября .2014 года N 313



Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы

1. Данный порядок определяет требования по организации инклюзивного обучения в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), с целью обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей.

2. Образовательные услуги предоставляются детям с ограниченными возможностями здоровья образовательными организациями в классах / группах с инклюзивным обучением с использованием личностно-ориентированных методов обучения и с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии данной категории обучающихся.

3. Для организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются условия для:

- обеспечения беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательных организаций;

- обеспечения необходимыми учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями и индивидуальными техническими средствами;

- проведения коррекционно-развивающих занятий отдельными специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и другие);

- обеспечения соответствующими педагогическими кадрами.

4. Решение о создании классов/групп с инклюзивным обучением принимается руководителем образовательной организации с учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с учредителем.

5. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в классы / группы с инклюзивным обучением осуществляется в установленном порядке в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

6. Учредитель образовательной организации выделяет в установленном порядке средства для создания специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы, категории детей и иных особенностей образовательной деятельности.

Учредитель и руководитель образовательной организации несут ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного образования.

7. В образовательных организациях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами психологической службы (педагогами-психологами, социальными педагогами) таких организаций и соответствующими педагогическими работниками.

8. Для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах / группах с инклюзивным обучением в образовательных организациях в соответствии с потребностями, индивидуально-типологическими особенностями в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся создаются малые психолого-медико-педагогические консилиумы с обязательным участием родителей (законных представителей). Члены психолого-медико-педагогического консилиума участвуют в разработке адаптированной образовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в классе / группе с инклюзивным обучением, отслеживают динамику развития ребенка, оценивают успешность в освоении образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа утверждается руководителем образовательной организации по согласованию с родителями (законными представителями) и пересматривается дважды в год (в случае необходимости чаще) с целью ее корректирования.

9. В дошкольных образовательных организациях комплектование групп с инклюзивным обучением осуществляется с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".

10. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классе с инклюзивным обучением не должно превышать двух обучающихся, при этом их нарушения в развитии должны быть сходными. Наполняемость классов с инклюзивным обучением не должно превышать 20 обучающихся с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.

11. Содержание образования и условия организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях в классах / группах с инклюзивным обучением определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

12. При организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в классах / группах с инклюзивным обучением целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися образовательных программ.

13. Педагоги, реализующие программу коррекционной работы в образовательной организации, должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в системе образовательных организаций, где есть специалисты необходимого ребенку профиля: психолого-медико-педагогические комиссии, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные организации и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, развития и воспитания обучающихся данной категории.

14. При организации инклюзивного обучения в образовательных организациях может использоваться сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность усвоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

15. Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции нарушений в развитии целесообразно вводить в штатное расписание образовательных организаций дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:

- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

16. Личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тьютором, ассистентом (помощником), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории. Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организаций в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии из расчета по одной штатной единицы на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

17. Обучение в классах / группах с инклюзивным обучением осуществляется по учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.

18. Расписание занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели.

19. Оценивание учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется согласно критериям оценивания учебных достижений обучающихся и объемом материала, определенной образовательной программой.

Система оценивания учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна носить стимулирующий характер.

20. По окончанию общеобразовательной организации обучающейся с ограниченными возможностями здоровья получает документ об образовании, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21. Обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, освоивший основную образовательную программу, имеет право на текущую, промежуточную и государственную итоговую аттестацию в иных формах в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

22. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья привлекаются к работе в системе дополнительного образования с учетом их интересов, наклонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности и состояния здоровья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»