КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2021 года N 655


Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан

(с изменениями на 11 июля 2023 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 21.03.2023 N 308, от 11.07.2023 N 810)



В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", законами Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", от 13 марта 2020 года N 10-ЗРТ "О гражданской обороне в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан.


2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2017 N 610дсп "Об утверждении Положения о системе оповещения населения Республики Татарстан".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждено
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 26 июля 2021 г. N 655



ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(в ред. Постановлений КМ РТ от 21.03.2023 N 308, от 11.07.2023 N 810)



1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан (далее - региональная система оповещения населения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.


1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", от 13 марта 2020 года N 10-ЗРТ "О гражданской обороне в Республике Татарстан" и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


1.3. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, установленных в соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


1.4. Региональная система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной и территориальной подсистемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан (далее - ТСЧС), являющейся составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и ТСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.


1.5. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и ТСЧС, а также для применения населением средств и способов защиты. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по региональной системе оповещения населения.


1.6. Границами зон действия региональной системы оповещения являются административные границы Республики Татарстан. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения, утверждаемые Кабинетом Министров Республики Татарстан.


1.7. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


1.8. Региональная система оповещения населения должна соответствовать требованиям, изложенным в приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".



2. Назначение и основные задачи региональной системы оповещения населения


2.1. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:


руководящего состава гражданской обороны и руководящего состава ТСЧС;


органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации (далее - территориальный орган МЧС России);


органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;


единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;


сил гражданской обороны и сил ТСЧС;


дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций;


людей, находящихся на территории Республики Татарстан.


2.2. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТСЧС соответствующего уровня.



3. Порядок задействования региональной системы оповещения населения


3.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТСЧС регионального уровня, получив в системе управления гражданской обороной и ТСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят ее до Раиса Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов управления и сил гражданской обороны и ТСЧС соответствующего уровня.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.03.2023 N 308)


3.3. Решение на задействование региональной системы оповещения населения принимается Раисом Республики Татарстан.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.03.2023 N 308)


КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Раиса Республики Татарстан.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.03.2023 N 308)


3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования региональной системы оповещения населения.


В автоматическом режиме функционирования региональной системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.


В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) региональной системы оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.


В ручном режиме функционирования:


уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;


задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.


Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данной системы оповещения в автоматизированном режиме.


Основным и приоритетным режимом функционирования региональной системы оповещения является автоматизированный.


3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).


Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТСЧС.


Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).


Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТСЧС совместно с органами повседневного управления ТСЧС.


3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:


сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;


сети проводного радиовещания;


сети уличной радиофикации;


сети кабельного телерадиовещания;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»