Действующий

Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Пензенской области (с изменениями на 29 июля 2024 года)




2.1. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Основные треки по направлению

Сроки оценки результативности и корректировки

Трек 1. Повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций

Цель:

Повышение степени сформированности управленческих компетенций и уровня эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, расположенных на территории Пензенской области

ежегодно

Задачи:

- развитие внутришкольных механизмов управления качеством образования;

- формирование и развитие профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;

- совершенствование методологии и инструментария проведения мониторинга для получения объективной и достоверной информации об эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, их влиянии на качество образовательной деятельности и качество подготовки обучающихся;

- совершенствование системы повышения квалификации руководителей образовательных организаций;

- выявление образовательных организаций с высокой эффективностью руководителей для распространения лучших практик и продуктивных моделей управления;

- обеспечение мотивационной готовности руководителей к системной работе по повышению качества образования на основе использования результатов оценочных процедур

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

В современных условиях реализации российской образовательной политики актуализируется необходимость совершенствования региональной системы управления качеством образования, включая повышение эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" <87>, единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации. Ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации закреплена за ее руководителем.

Поскольку эффективность образовательной организации напрямую зависит от эффективности управленческой деятельности руководителя, который ее возглавляет, важной задачей становится всесторонняя оценка профессиональных качеств и деятельности руководителя образовательной организации.

Действенным механизмом такой работы является региональный мониторинг, позволяющий получить объективную информацию об эффективности деятельности руководителей образовательных организаций региона и оценить их влияние на качество подготовки обучающихся.

Описание трудовых функций руководителя образовательной организации представлено в приказе "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" <88>, должностные обязанности, требования к уровню квалификации руководителя образовательной организации закреплены приказом "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" <89> и включают, в том числе, реализацию ФГОС, обеспечение объективности оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательных организациях, формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций в Пензенской области построена с учетом положений нормативных документов регионального уровня <90> и направлена на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя образовательной организации и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя с целью поиска оптимальных способов повышения эффективности работы образовательной организации.

Эффективность руководителя образовательной организации, с одной стороны, определяется его профессиональной компетентностью как совокупностью знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение профессиональных функций, с другой стороны - реальными результатами деятельности образовательной организации.

В целях повышения качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций Пензенской области, на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование системы мер, направленных на развитие методологии и инструментария проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей в вопросах развития внутришкольных механизмов обеспечения качества образования.

Вместе с тем, в регионе должно осуществляться совершенствование системы выявления профессиональных дефицитов и повышения квалификации руководителей образовательных организаций, развитие научно-методической помощи руководителям.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, постановка цели, связанной с повышением степени сформированности управленческих компетенций и уровня эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, расположенных на территории Пензенской области, обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач будет способствовать повышению качества образования в образовательных организациях региона

ежегодно

Трек 2. Формирование и использование кадрового резерва руководителей образовательных организаций

Цель:

1. Формирование регионального резерва управленческих кадров, позволяющего отобрать, подготовить и эффективно использовать наиболее квалифицированные перспективные педагогические кадры для назначения на должности руководителей и заместителей руководителя образовательных организаций Пензенской области.

2. Подготовка управленческих команд (в том числе, команд кадрового резерва в сфере образования), способных разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии управления образованием

ежегодно

Задачи:

- отбор лидеров из числа педагогических и руководящих работников для включения в базу кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций Пензенской области;

- проведение обучения и стажировок для претендентов, включенных в кадровый резерв руководителей общеобразовательных организаций Пензенской области;

- формирование школьных управленческих команд (из числа руководителей, заместителей руководителей, ведущих учителей) в каждом муниципальном районе/городском округе Пензенской области

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1.03.2018 г. отмечена необходимость "выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ. От них во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов, атмосфера в школе" <91>.

В соответствии с "Общей концепцией формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации" <92>, резервы управленческих кадров формируются с целью повышения качества кадрового состава системы государственного управления и местного самоуправления, включая организации федерального, регионального и местного подчинения, а также с целью раскрытия потенциала наиболее перспективных и талантливых руководителей. Для достижения указанной цели необходимо решить задачи, направленные на обеспечение своевременного подбора претендентов на должности из числа лиц, обладающих наиболее высоким управленческим потенциалом; осуществление планомерной подготовки и профессионального развития управленческих кадров; создание условий для развития кадрового резерва руководителей образовательных организаций. При этом претендентами на включение в кадровый резерв могут (и должны) быть члены школьных управленческих команд.

Трудовой кодекс Российской Федерации <93> предусматривает, что трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

Работа по формированию кадрового резерва в Пензенской области строится с учетом требований федерального законодательства и с опорой на нормативные документы регионального уровня.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Приказом Министерства образования Пензенской области от 30.09.2013 N 168/к-оп "Об установлении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей государственных образовательных организаций Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Пензенской области" (с изменениями на 15.11.2021 г.) установлено, что назначение руководителей государственных образовательных организаций Пензенской области осуществляется по результатам аттестации.

Однако в целях своевременного замещения вакантных должностей руководителей образовательных организаций, сокращения периода адаптации вновь назначаемых руководителей, своевременной подготовки кадров на замещение должностей руководителей целесообразно формирование резерва управленческих кадров - группы специалистов, способных по своим деловым, профессиональным, личностным, морально-этическим качествам осуществлять профессиональную деятельность на должностях руководителей/заместителей руководителей образовательных организаций.

Формирование кадрового резерва в регионе осуществляется на уровне муниципалитетов. Анализ документации муниципальных районов/городских округов по данному вопросу показал недостаточную сбалансированность системы деятельности по данному направлению, в частности:

- не во всех муниципалитетах (93,3%) разработаны нормативно-правовые акты по формированию резерва управленческих кадров образовательных организаций, сформирован резерв управленческих кадров;

- конкурсная система назначения руководителей/заместителей руководителей образовательных организаций используется только в 21 муниципалитете (70%);

- резерв управленческих кадров муниципальных районов/городских округов на начало 2021 - 2022 учебного года составил 302 человека; из них 55 претендентов (18,2%) назначены на должность руководителей или заместителей руководителей;

- только в 23 муниципальных районах/городских округах (76,7%) созданы и работают профессиональные сообщества руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, деятельность которых направлена на повышение профессиональных компетенций управленческих кадров, организацию работы по проектированию изменений муниципальной системы образования.

В целях совершенствования деятельности по формированию и использованию резерва управленческих кадров в регионе, в соответствии с приказом Министерства образования Пензенской области от 15.04.2022 N 251/01-07 "О формировании кадрового резерва руководителей образовательных организаций Пензенской области", в сотрудничестве с Рособрнадзором реализуется пилотный проект и организована работа по отбору педагогических работников для включения в базу кадрового резерва, созданию условий для их профессионального роста.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, постановка цели по формированию регионального резерва управленческих кадров, позволяющего отобрать, подготовить и эффективно использовать наиболее квалифицированные перспективные педагогические кадры для назначения на должности руководителей и заместителей руководителя образовательных организаций Пензенской области будет способствовать повышению эффективности управленческой деятельности руководителей/заместителей руководителей образовательных организаций Пензенской области

ежегодно


________________


<87> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 51. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


<88> Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)". URL: https://base.garant.ru/402691091/.


<89> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (с изменениями и дополнениями). Приложение "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих". Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.


<90> Закон Пензенской области от 31.05.2024 N 4313-ЗПО "Об образовании в Пензенской области". URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.


(в ред. Приказа Минобразования Пензенской области от 18.06.2024 N 16-136)


<91> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/.


<92> Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (одобрена Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29.11.2017 N 5). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306332/.


<93> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022), ст. 275. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_law_34683/.