(с изменениями на 18 октября 2024 года)
(в ред. Законов Пензенской области от 13.09.2024 N 4399-ЗПО, от 18.10.2024 N 4439-ЗПО)
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
31 мая 2024 года
Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы функционирования системы образования в Пензенской области, определяет полномочия органов государственной власти Пензенской области в сфере образования.
Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
К полномочиям Законодательного Собрания Пензенской области в сфере образования относятся принятие законов в сфере образования и контроль за их исполнением.
К полномочиям Правительства Пензенской области в сфере образования относятся:
1) утверждение и организация выполнения региональных программ развития образования с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Пензенской области;
2) создание, реорганизация и ликвидация государственных образовательных организаций Пензенской области;
3) создание организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
4) создание специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода;
5) создание по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы с целью обеспечения условий для получения общего образования для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, за исключением лиц, содержащихся в воспитательных колониях;
6) создание общеобразовательных организаций со специальными наименованиями "кадетская школа" и "казачий кадетский корпус";
7) определение органа, осуществляющего государственное управление в сфере образования Пензенской области;
8) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными законами Пензенской области;
9) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Пензенской области;
10) осуществление финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 8 настоящей статьи;
11) обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
12) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне Пензенской области;
13) утверждение порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области;
14) установление по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, региональными инновационными площадками;
15) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Пензенской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
16) установление порядка назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области;
17) установление нормативов и правил формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области;
18) учреждение именных стипендий и определение размеров и условий выплаты таких стипендий;
19) установление случаев и порядка обеспечения форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области;
20) создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
21) установление дополнительных мер государственной поддержки и социальных гарантий для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности, а также в целях социальной поддержки педагогических работников;
22) обеспечение предоставления родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, права на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры;
23) установление случаев и порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;
24) организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;
25) установление специальных денежных поощрений для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иных мер стимулирования указанных лиц;
26) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;
27) обеспечение подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействие привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
28) установление размера и порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;
29) обеспечение открытости и доступности информации о системе образования;
30) определение уполномоченных исполнительных органов Пензенской области на заключение договоров о целевом обучении с гражданами, поступающими на обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования либо обучающимися по соответствующим образовательным программам;
31) осуществление взаимодействия в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
32) утверждение норм обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием обучающихся в государственных образовательных организациях Пензенской области с наличием интерната;
33) установление максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях для каждого муниципального образования Пензенской области в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми;
34) установление в соответствии с законодательством порядка формирования и ведения региональной информационной системы доступности дошкольного образования, в том числе предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из указанной информационной системы;
35) установление порядка выплаты заказчиком целевого обучения или гражданином, принятым на целевое обучение по образовательной программе высшего образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области в пределах установленной квоты, штрафа в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 71.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", порядка определения его размера и зачисления в бюджет Пензенской области.
К полномочиям органа, осуществляющего государственное управление в сфере образования Пензенской области, относятся:
1) разработка и реализация региональных программ развития образования;
2) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Пензенской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
3) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
4) осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;