____________________________________________________________________
Утратил силу с 27.03.2024 на основании Постановления Правительства Ярославской области от 27.03.2024 N 399-п.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства области от 14.10.2019 N 712-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании в Ярославской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы, утвержденную постановлением Правительства области от 31.03.2020 N 291-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области", изменения согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
М.А.АВДЕЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2020 - 2024 ГОДЫ
1. Позиции "Объемы и источники финансирования Государственной программы", "Плановые объемы финансирования подпрограмм Государственной программы по годам реализации" паспорта Государственной программы изложить в следующей редакции:
Объемы и источники финансирования Государственной программы | всего по Государственной программе - 6865,0 млн. руб., из них: - федеральные средства: 2020 год - 224,5 млн. руб.; 2021 год - 6,05 млн. руб.; 2022 год - 8,05 млн. руб.; 2023 год - 1420,98 млн. руб.; 2024 год - 4370,4 млн. руб.; - областные средства: 2020 год - 87,0 млн. руб.; 2021 год - 45,6 млн. руб.; 2022 год - 65,7 млн. руб.; 2023 год - 81,0 млн. руб.; 2024 год - 207,2 млн. руб.; - средства других бюджетов: 2020 год - 1,06 млн. руб.; - местные бюджеты: 2020 год - 17,47 млн. руб.; - иные источники: 2022 год - 330,0 млн. руб. |
Плановые объемы финансирования подпрограмм Государственной программы по годам реализации | - ведомственная целевая программа "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области": всего - 146,6 млн. руб., из них: 2020 год - 30,62 млн. руб.; 2021 год - 27,80 млн. руб.; 2022 год - 23,72 млн. руб.; 2023 год - 32,23 млн. руб.; 2024 год - 32,23 млн. руб.; - региональная программа "Развитие водохозяйственного комплекса Ярославской области": всего - 163,7 млн. руб., из них: 2020 год - 163,7 млн. руб.; - региональная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области": всего - 6405,2 млн. руб., из них: 2020 год - 135,7 млн. руб.; 2021 год - 0,0 млн. руб.; 2022 год - 334,0 млн. руб.; 2023 год - 1390,0 млн. руб.; 2024 год - 4545,4 млн. руб.; - подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Ярославской области": всего - 33,8 млн. руб., из них: 2021 год - 23,8 млн. руб.; 2022 год - 10,0 млн. руб.; - региональная целевая программа "Восстановление водных объектов на территории Ярославской области" <*>: всего - 115,7 млн. руб., из них: 2022 год - 36,0 млн. руб.; 2023 год - 79,7 млн. руб. |
2. Подраздел 3 раздела I изложить в следующей редакции:
"3. Водные ресурсы
3.1. Площадь территории Ярославской области составляет 36,2 тыс. квадратных километров. Климат умеренно-континентальный. Водные ресурсы Ярославской области значительны.
Общее количество водотоков (рек и ручьев), протекающих по территории области, - 4327. Главная водная артерия области - река Волга, протяженность которой по территории области составляет 340 километров, - зарегулирована плотинами и представляет собой каскад водохранилищ: Угличского, Рыбинского, Горьковского. Водные ресурсы указанных водохранилищ используются для нужд энергетики, водного транспорта, коммунального и промышленного водоснабжения, рыбного хозяйства, сельского хозяйства и рекреации. Водохранилища расположены на территории нескольких областей и используются для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения субъектов Российской Федерации.
На территории региона расположено 83 озера, наиболее крупные из них имеют площадь зеркала свыше 60 га. По своему происхождению эти озера делятся в основном на два типа: ледниково-эрозионный (Неро, Плещеево, Савельевское, Сомино, Вашутинское и др.) и пойменный (Яхробольское, Искробольское, Шачебольское и др.).
Самые крупные озера Ярославской области - Плещеево и Неро. При почти одинаковой площади водного зеркала объем воды в озере Плещеево в 7,2 раза больше, чем в озере Неро. Остальные озера области значительно уступают озерам Плещеево и Неро как по площади зеркала, так и по объему воды.
3.2. В области широко распространены водоносные горизонты и комплексы в четвертичных, юрско-меловых и нижнетриасовых отложениях. Разведаны и утверждены запасы по 116 месторождениям (участкам) питьевых и технических подземных вод с общим объемом запасов порядка 332 тыс. куб. м/сут.
На территории Ярославской области находится наибольшее количество разведанных месторождений минеральных подземных вод по сравнению с другими областями центрального района европейской части Российской Федерации - 31 месторождение с запасами 2,7 тыс. куб. м/сут.
3.3. В настоящее время актуальными проблемами региона являются:
3.3.1. Разрушение берегов Угличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ в результате негативного воздействия вод.
Значительным последствием негативного воздействия вод на территории Ярославской области является абразия берегов рек и водохранилищ.
После строительства водохранилищ на реке Волге под воздействием водных потоков начался постепенный процесс разрушения берегов на территории Ярославской области. Комплекс гидроморфологических, топографических и гидравлических особенностей обуславливает постоянную деформацию, размыв и обрушение берегов.
Эксплуатация водохранилищ влечет за собой систематические колебания уровня воды, резкие изменения скорости и вектора течения, ударные волны, что оказывает негативное влияние на состояние береговой линии. Кроме того, сброс водных масс через Рыбинскую гидроэлектростанцию производится перпендикулярно руслу реки Волги в правый берег, где исторически располагается центральная часть г. Рыбинска.
Берега реки Волги состоят из размываемых горных пород, массивы которых подвержены оползневым подвижкам.
В последние годы в связи с высокими уровнями воды в водохранилищах интенсивность переработки берега резко возросла и составила от 1 до 2 метров в год. Имеются участки, где береговая полоса подошла вплотную к жилым домам, зданиям и сооружениям производственного, хозяйственного, социально-культурного назначения, к церквям, историческим памятникам, дорогам, кладбищам.
Переработка берегов рек и водохранилищ не только наносит ущерб прибрежным постройкам и землям сельскохозяйственного и лесного фонда, но и создает повышенную мутность рек и водохранилищ, что приводит к дополнительному заилению русел рек, снижению их пропускной способности и повышению угрозы затопления прилегающих территорий в паводковый период. Повышенная мутность воды приводит к образованию мелководий на водохранилищах, способствующих эвтрофикации водоемов и снижению их рыбопродуктивности, и другим требующим компенсационных мероприятий последствиям.
Для решения данной проблемы на территории Ярославской области за счет средств федерального, областного, местного бюджетов ведется строительство берегозащитных сооружений.
3.3.2. Наличие гидротехнических сооружений (далее - ГТС) с неудовлетворительным уровнем безопасности.
Безопасность населения Ярославской области во многом зависит от состояния ГТС, расположенных на водных объектах области. На территории Ярославской области зарегистрировано 58 комплексов ГТС, поднадзорных Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 8 ГТС имеют неудовлетворительный уровень безопасности. В собственности Ярославской области ГТС нет.
Самыми крупными ГТС на территории области являются комплексы ГТС Рыбинской и Угличской гидроэлектростанций, которые эксплуатируются уже более 70 лет. За последние четыре года предприняты большие усилия для повышения уровня безопасности указанных шлюзов, ведутся работы по реконструкции и ремонту. Мероприятия по реконструкции Рыбинского шлюза включены в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
В целях обеспечения безопасности ГТС на территории региона проводятся комиссионные обследования готовности ГТС к безаварийному пропуску весеннего половодья. Такая работа проводится ежегодно в количестве 10 - 15 обследований при непосредственном участии специалистов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области и Верхне-Волжского бассейнового водного управления. Ежегодно разрабатывается и согласовывается с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области план обследования готовности ГТС к безаварийному пропуску весеннего половодья.
Расположенные на территории области ГТС построены более 25 - 40 лет назад, и в настоящее время большинство из них требуют капитального ремонта или реконструкции.
3.3.3. Интенсивное освоение (застройка) территорий, прилегающих к водным объектам, расположенным на территории региона.
Исторически наиболее привлекательными местами для возникновения поселений являются прибрежные зоны водных объектов. Именно привлекательность прибрежных зон и последующее, постоянно усиливающееся, хозяйственное освоение требуют особого внимания. При этом необходимо учитывать, что использование земель в пределах прибрежных территорий того или иного водного объекта имеют свои специфические сложности и ограничения.
Территории, расположенные на берегах рек, водохранилищ и других водоемов, находятся в группе риска, так как вероятность негативного воздействия вод в случае чрезвычайной ситуации там особенно велика. Наибольшую опасность представляют затопление и подтопление территорий при повышении уровня воды в водных объектах во время половодий и паводков.
Согласно части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
- размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
В связи с этим наиболее актуальной является необходимость установления границ зон затопления, подтопления с целью регулирования градостроительной деятельности на территориях муниципальных образований области, подверженных негативному воздействию вод.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.10.2017 N Пр-2107 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации субъектам Российской Федерации необходимо завершить работы по определению границ зон затопления и подтопления и обеспечить внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования.
Зоны затопления, подтопления устанавливаются в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления".
В соответствии с указанным постановлением на субъекты Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления возложена обязанность по подготовке предложений в Федеральное агентство водных ресурсов для установления границ зон затопления, подтопления.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципального образования, включающих в себя информацию о зонах с особыми условиями использования территорий, в частности зонах затопления, подтопления, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Проведение работ по установлению границ зон затопления, подтопления требуется на территории 11 муниципальных районов и 3 городских округов Ярославской области.".
3. В разделе V:
3.1. Раздел 5 таблицы подраздела 2 дополнить пунктом 5.4 следующего содержания:
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | Плановое значение показателя | |||||
базовое, 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
5.4 | Количество муниципальных образований области, на территориях которых установлены зоны затопления и подтопления | единиц | - | - | 4 | 2 | 0 | 0 |