В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 августа 2015 г. N 236 "О формировании бюджетного прогноза Республики Дагестан на долгосрочный период" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз Республики Дагестан на долгосрочный период до 2035 года (далее - Бюджетный прогноз).
2. Министерству финансов Республики Дагестан разместить Бюджетный прогноз на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на портале управления общественными финансами "Открытый бюджет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан руководствоваться положениями Бюджетного прогноза при разработке соответствующих бюджетных прогнозов муниципальных образований Республики Дагестан.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 4 августа 2015 г. N 227 "О проекте бюджетного прогноза Республики Дагестан до 2028 года" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 6 мая, N 05002000560).
Временно исполняющим обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Н.ОМАРОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Бюджетный прогноз Республики Дагестан на долгосрочный период до 2035 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Дагестан на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 августа 2015 г. N 236.
Целью разработки Бюджетного прогноза является оценка долгосрочной динамики бюджетных параметров консолидированного бюджета Республики Дагестан, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан и достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Дагестан.
Основными задачами Бюджетного прогноза, способствующими достижению указанной цели, являются:
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного бюджета Республики Дагестан, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики, выявление основных бюджетных рисков и их профилактика;
принятие мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджетов Республики Дагестан и решению ключевых задач социально-экономического развития Республики Дагестан в долгосрочном периоде;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Дагестан на период их действия.
В последние годы в республике проведена системная работа по выявлению резервов и мобилизации дополнительных собственных доходов, а также повышению эффективности бюджетных расходов.
Результатом проводимой работы является положительная динамика поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан за счет всех источников (таблица 1).
Динамика и структура доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы
(млн. рублей)
Годы | Доходы, всего | Налоговые и неналоговые доходы | Удельный вес в доходах, проц. | В том числе: | Безвозмездные поступления | Удельный вес в доходах, проц. | В том числе дотации | |||
налоговые доходы | удельный вес в доходах, проц. | неналоговые доходы | удельный вес в доходах, проц. | |||||||
2016 | 98065,6 | 33482,0 | 34,1 | 31299,8 | 31,9 | 2182,1 | 2,2 | 64583,0 | 65,9 | 48012,9 |
2017 | 107278,3 | 32492,5 | 30,3 | 30453,9 | 28,4 | 2038,7 | 1,9 | 74785,8 | 69,7 | 56294,3 |
2018 | 119874,1 | 39074,5 | 32,6 | 36525,8 | 30,5 | 2548,8 | 2,1 | 80799,6 | 67,4 | 62674,5 |
2019 | 134787,2 | 43686,3 | 32,4 | 41276,3 | 30,6 | 2410,0 | 1,8 | 91100,9 | 67,6 | 69606,6 |
2020 | 181313,0 | 46681,4 | 25,7 | 44711,0 | 24,7 | 1970,4 | 1,1 | 134631,6 | 74,3 | 80123,9 |
Объем налоговых и неналоговых доходов за указанный период увеличился на 39,4 проц., или с 33482,0 млн. рублей в 2016 году до 46681,4 млн. рублей в 2020 году, из них налоговые доходы - на 42,8 проц., или с 31299,8 млн. рублей до 44711,0 млн. рублей.
Рост поступлений в основном обусловлен увеличением налогооблагаемой базы и соответствующим ростом налогов на доходы физических лиц, на имущество и прибыль организаций.
Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые не только восполняют недостаток собственных бюджетных ресурсов региона, но и способствуют росту экономического потенциала.
Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации из федерального бюджета, которые занимают до 60 проц, в структуре безвозмездных поступлений. На протяжении последних пяти лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 64583,6 млн. рублей в 2016 году до 134631,6 млн. рублей в 2020 году.
За последние пять лет в структуре расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан заметно возросла доля расходов на социально-культурную сферу. Это связано главным образом с необходимостью реализации "майских" указов Президента Российской Федерации (таблица 2).
Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы
(млн. рублей)
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Расходы, всего из них: | 96253,1 | 103582,4 | 107949,5 | 129598,1 | 179584,5 |
общегосударственные вопросы | 6418,1 | 7151,8 | 7283,1 | 7693,6 | 8257,2 |
национальная оборона | 58,8 | 58,3 | 82,2 | 90,3 | 105,2 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 773,2 | 837,1 | 1230,9 | 1468,8 | 2997,6 |
национальная экономика, из них: | 14013,2 | 15050,7 | 12077,6 | 19435,6 | 19571,7 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) | 8544,7 | 8788,8 | 6332,5 | 11468,1 | 12171,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 5732,7 | 5674,3 | 4159,2 | 8373,5 | 9066,6 |
охрана окружающей среды | 166,4 | 171,2 | 174,3 | 161,9 | 189,6 |
социально-культурная сфера | 68110,9 | 73828,2 | 82898,4 | 92359,9 | 137278,1 |
удельный вес в расходах, в т.ч.: | 70,8 | 71,3 | 76,8 | 71,3 | 76,4 |
образование | 32548,6 | 36616,0 | 40999,5 | 45789,0 | 57241,5 |
культура, кинематография | 2262,3 | 3137,1 | 3316,9 | 3381,2 | 1921,1 |
здравоохранение | 3584,8 | 3764,0 | 4809,1 | 8378,9 | 23494,2 |
социальная политика | 27987,0 | 28238,2 | 30779,6 | 31769,5 | 51444,8 |
физическая культура и спорт | 1728,1 | 2072,9 | 2373,0 | 2427,7 | 2725,1 |
средства массовой информации | 517,9 | 577,3 | 620,3 | 613,7 | 451,4 |
Удельный вес основных социальных отраслей: образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физкультура и спорт, в общем объеме расходов составляет более 76 проц., из них здравоохранение и социальная политика - более 41 проц., образование - более 31 проц., от общих расходов.
Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на социально-культурную сферу, в 2020 году увеличились по сравнению с 2016 годом на 69167,25 млн. рублей, или более чем в 2 раза.
Расходы на образование за пять лет выросли на 75,9 проц. (+24692,9 млн. рублей), или с 32548,64 млн. рублей в 2016 году до 57241,5 млн. рублей в 2020 году, в том числе в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 расходы на повышение заработной платы педагогическим работникам составили порядка 5615,6 млн. рублей, а также расходы, связанные с ликвидацией очередности в дошкольных учреждениях, на строительство и реконструкцию объектов образования - 9291,1 млн. рублей.
Расходы на здравоохранение за пять лет выросли на 19909,41 млн. рублей, или более чем в 6,5 раза с учетом реализации мер, направленных на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан в 2020 году.
Расходы на социальную политику в связи с ежегодной индексацией социальных обязательств и увеличением коэффициента стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения также выросли за пять лет с 2016 года на 83,8 процента (+23457,8 млн. рублей).
Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в течение последних лет имеют тенденцию к росту, связанному с увеличением размера коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, применяемого при расчете объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Расходы на физическую культуру и спорт с 2016 года увеличились на 997 млн. рублей и составили в 2020 году 2725,1 млн. рублей. Увеличение в указанной сфере обусловлено финансированием строительства и ввода в эксплуатацию спортивных объектов.
Несмотря на общую социальную направленность бюджета, значительные средства направляются на осуществление поддержки отраслей реального сектора экономики республики.
Ежегодно расходы на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство составляют в среднем 15 проц., от общих расходов. При этом наибольший удельный вес в расходах национальной экономики занимает государственная поддержка дорожного хозяйства (более 60 проц.), это порядка 7 проц., в общем объеме расходов бюджета.
Основные показатели исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы приведены в таблице 3.
Основные показатели исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы