(с изменениями на 26 июля 2021 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Магаданской области от 26.07.2021 N 292-рп)
В рамках реализации Федерального проекта "Успех каждого ребенка", утвержденного протоколом заседания проектного комитета национального проекта "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3, в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей", распоряжением Правительства Магаданской области от 3 июля 2019 г. N 109-рп "О внедрении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в Магаданской области":
1. Обеспечить внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Магаданской области в срок до 1 сентября 2021 года.
2. Утвердить Концепцию персонифицированного дополнительного образования детей на территории Магаданской области согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Магаданской области обеспечить внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей с учетом положений Концепции персонифицированного дополнительного образования детей на территории Магаданской области, утвержденной настоящим распоряжением, в сроки согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
4. Министерству образования Магаданской области:
4.1. Обеспечить организационное, информационное и методическое сопровождение внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Магаданской области.
4.2. Утвердить правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Магаданской области в срок до 1 мая 2021 года.
5. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
С.К.НОСОВ
Утверждена
распоряжением
Правительства Магаданской области
от 14 апреля 2021 г. N 120-рп
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Распоряжения Правительства Магаданской области от 26.07.2021 N 292-рп)
1.1. На сегодняшний день в системе дополнительного образования Магаданской области созданы определенные условия для удовлетворения запросов и потребностей детей по разным направлениям:
- используются разнообразные виды детских творческих объединений;
- расширяется возрастной диапазон программ;
- увеличивается доля дополнительных образовательных программ, рассчитанных на реализацию от 3 лет и более;
- расширяется спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- активно осваиваются различные образовательные технологии.
Наряду с этим произошли качественные изменения в деятельности муниципальных организаций дополнительного образования, направленные на совершенствование управления в данной сфере.
Между тем быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования и обозначают ряд существующих проблем:
- отсутствие законодательно закрепленного права ребенка на получение дополнительного образования на бесплатной основе;
- низкая эффективность бюджетных расходов в связи с отсутствием возможностей контроля за фактом получения ребенком образовательной услуги;
- низкая эффективность управленческих решений, в связи с невозможностью точного определения реального, а не рассчитанного по количеству услуг, охвата детей дополнительным образованием;
- отсутствие негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей в общем образовательном пространстве на равных условиях с муниципальными и региональными образовательными организациями;
- низкий уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на интересы детей и решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач муниципальных образований Магаданской области.
В этой связи возникает потребность в разработке и внедрении иных социально-ориентированных и финансово-экономических механизмов реализации принципов государственной политики для развития системы дополнительного образования детей в Магаданской области.
1.2. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей разработана в целях формирования и внедрения в Магаданской области системы получения услуг дополнительного образования на основе выбора детьми в соответствии с их индивидуальными потребностями в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании дополнительных общеобразовательных программ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных услуг) и последующего персонифицированного финансирования реализации выбираемых детьми дополнительных общеобразовательных программ.
1.3. Целью реализации концепции является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию за счет закрепления за ним возможности оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств <1>.
________________
<1> Возможность оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств подразумевает закрепление за сертификатом персональных обязательств по оплате выбираемого ребенком (его родителями (законными представителями)) дополнительного образования (обязательств передачи средств выбранному поставщику образовательных услуг) либо предоставления возможности зачисления на образовательные программы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств.
1.4. Реализация Концепции направлена на:
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, независимо от их правового статуса и формы собственности;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Магаданской области;
- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
- формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития территорий.
1.5. Концепция реализуется через механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования и персонифицированного учета услуг дополнительного образования, посредством предоставления детям сертификатов дополнительного образования.
1.6. Реализация концепции обеспечивается:
- на местном уровне, посредством создания нормативно-правовой базы, регламентирующей порядки формирования, ведения реестра сертификатов дополнительного образования, а также их использования;
- на региональном уровне, посредством принятия правил, регламентирующих правоотношения участников системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
1.7. Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного дополнительного образования, удостоверяющая возможность получения ребенком услуги дополнительного образования за счет бюджетных средств (в полном объеме либо частично на основании договора об образовании);
- сертификат учета - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для обучения исключительно по программам, реализуемым государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- сертификат персонифицированного финансирования - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий дополнительно возможность использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного образования, для оплаты услуг, оказываемых негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности.
1.8. Количество сертификатов дополнительного образования в статусе персонифицированного финансирования и объем средств, закрепляемых за ними (норматив обеспечения сертификата), определяются местной администрацией муниципального образования Магаданской области (далее - орган местного самоуправления).
(п. 1.8 в ред. Распоряжения Правительства Магаданской области от 26.07.2021 N 292-рп)
2.1. Реализация Концепции осуществляется на уровне муниципальных образований Магаданской области посредством формирования и использования организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный учет и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей.
2.2. В целях обеспечения персонифицированного учета и финансирования дополнительного образования орган местного самоуправления осуществляет ведение реестра сертификатов дополнительного образования в соответствии с утверждаемым органом местного самоуправления порядком, предусматривающим в том числе порядок предоставления и прекращения действия сертификатов дополнительного образования.
(в ред. Распоряжения Правительства Магаданской области от 26.07.2021 N 292-рп)
2.3. В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования органом местного самоуправления осуществляется ведение реестров образовательных программ, доступных для прохождения обучения детьми, имеющими сертификаты дополнительного образования.
(в ред. Распоряжения Правительства Магаданской области от 26.07.2021 N 292-рп)
Для обеспечения персонифицированного учета образовательных траекторий детей осуществляется отдельное ведение следующих реестров:
- реестр сертифицированных образовательных программ, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности, прошедшие сертификацию в порядке, устанавливаемом Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Магаданской области, утверждаемыми правовым актом министерства образования Магаданской области (далее - Правила);