В целях реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и создания условий для социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (далее - Концепция).
2. Определить Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (Черноградский В.Н.) координатором реализации Концепции.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Никифорова М.В.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (далее Концепция) направлена на объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), в том числе русских арктических старожил Республики Саха (Якутия) для решения задач экономического, социального и культурного развития малочисленных народов.
Концепция разработана на основе положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека и иных нормах международного права, Федерального закона от 16 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), Закона Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года", распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2017 г. N 413-РГ "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года" и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).
Концепция представляет собой систему мер правового, экономического, социального, организационного характера, направленных на создание условий устойчивого развития малочисленных народов и служит основой для разработки и реализации государственных и муниципальных программ.
Территория Республики Саха (Якутия) является исконной средой обитания, ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255, на территории Республики Саха (Якутия) малочисленными народами являются: эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи.
В Республике Саха (Якутия) в 70 населенных пунктах 21 района проживают 16 процентов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это 39 936 представителей 5 коренных малочисленных народов Севера: эвенков, эвенов, чукчей, долган, юкагиров (4,1 процента от общей численности населения Республики Саха (Якутия)). Основной особенностью Республики Саха (Якутия) является их дисперсное (разрозненное) расселение по всей территории. В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года наиболее многочисленными группами в республике являются эвенки, численность которых составляла 21 тыс. человек, или 55,5 процента от численности представителей данной народности по России в целом, и эвены - 15 тыс. человек, или 67,3 процента от численности представителей данной народности по России в целом. Долганы насчитывали 1,9 тыс. человек, или 24,2 процента от численности представителей данной народности по России в целом, юкагиры - 1,28 тыс. человек, или 79,9 процента от численности представителей данной народности по России в целом, и чукчи - 670 человек, или 4,2 процента от численности представителей данной народности по России в целом.
Решениями органов местного самоуправления в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Республики Саха (Якутия) образованы 62 территории традиционного природопользования (далее - ТТП) местного значения. Ежегодно увеличивается количество кочевых родовых общин малочисленных народов, их количество в республике составляет 202 общины.
Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для малочисленных народов являются: оленеводство, рыболовство, охотничий промысел, собирательство, традиционные и художественные промыслы. Свыше 23,6 тыс. человек живут в границах ТТП и ведут традиционную хозяйственную деятельность, более 1,3 тысячи из них заняты в оленеводстве. Оленеводческую деятельность в Республике Саха (Якутия) осуществляют 106 хозяйств, в том числе 68 кочевых родовых общин. Объединения малочисленных народов и физические лица имеют 197 долгосрочных лицензий на пользование животным миром, 11 кочевых родовых общин заняты рыболовным промыслом.
Традиционный образ хозяйствования малочисленных народов осложнен неприспособленностью к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Нестабильное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к обострению социальных проблем.
Одним из главных ориентиров государственной политики Республики Саха (Якутия) является не только эффективное освоение минеральных, энергетических и биологических ресурсов, охрана окружающей среды, но и обеспечение комфортной жизнедеятельности проживающего в регионе населения. В целях повышения качества и стандартов жизни населения, создания благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности в обществе в отношении малочисленных народов реализуются как федеральное законодательство, так и законодательство Республики Саха (Якутия). Конституцией Республики Саха (Якутия) предусматриваются организационно-правовые и социально-экономические меры, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов. На основе конституционных норм сформирована законодательная база Республики Саха (Якутия), включающая 17 основных нормативных правовых актов, гарантирующих соблюдение прав малочисленных народов и учитывающих их интересы в различных сферах деятельности (среди них Законы Республики Саха (Якутия) "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера", "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)", "Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)", "О Суктуле юкагирского народа", "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" и др.).
Интенсивное промышленное освоение территорий в Республике Саха (Якутия), с одной стороны, дает финансовую основу для долговременных вложений в традиционные отрасли хозяйствования и повышения уровня жизни населения, с другой стороны, сказывается на вынужденном сокращении территорий пастбищ и экологической безопасности региона. В связи с чем, реализация мероприятий, направленных на гармоничное сочетание промышленного освоения территорий и традиционного образа жизни, имеет важное значение для устойчивого развития малочисленных народов и реализуется в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". Нормативное регулирование вопросов оценки и компенсации ущерба, наносимого исконной среде обитания, традиционной хозяйственной деятельности, осуществляется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", закрепившим право малочисленных народов на возмещение убытков, причиненных им в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Малочисленные народы, а именно 70,8 процента от общей численности, преимущественно проживают в сельской местности.
Важнейшими факторами уровня и качества жизни, которые формируют предпочтения проживания в сельской местности, являются обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерной инфраструктуры, транспортная доступность, развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Благоустройство жилищного фонда. Общая площадь жилых помещений в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов составляет 859,7 тыс. кв. м. В период с 2008 по 2019 годы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов введено жилых помещений на 152 тыс. кв. м. Максимальное количество площадей жилой площади введено в 2016 году (18 270 тыс. кв. м), а в сфере индивидуального жилищного строительства в 2013 году (11 893 тыс. кв. м).
Уровень благоустройства остается весьма низким. В 2019 году количество населенных пунктов, не имеющих водопроводов (отдельных водопроводных сетей), составило 63 ед., не имеющих канализации (отдельных канализационных сетей) - 63 ед. Одиночное протяжение уличной канализационной сети составляет 300 метров.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризует строительство автономных дизельных электростанций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов на регулярной основе в период с 2008 по 2019 годы. Всего введено 29 автономных дизельных электростанций разных мощностей.
Вместе с тем, ситуация с ремонтом тепловых сетей для объектов муниципальной собственности и частного сектора является сложной. Наибольшее число отремонтированных теплотрасс отмечено в 2008 году и составило 16 714 м, в среднем 238 метров на 1 населенный пункт. Не ведутся работы или ведутся в малых объемах в Алданском, Аллаиховском, Среднеколымском, Усть-Майском и Усть-Янском районах.
Транспорт. Плотность наземной транспортной сети Республики Саха (Якутия) в 2019 году составила 50 км по Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км 3,8 км (82 место среди субъектов Российской Федерации) против 9,5 км и 62 км по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации соответственно.
90 процентов автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляют сезонные дороги (автозимники) с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью (грунтовые дороги V технической категории). До настоящего времени большинство населенных пунктов традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Протяженность дорожного полотна с твердым покрытием (из песчано-гравийного материала) составляет 30,7 процента от общей протяженности дорог. Прирост автодорог местного значения составляет 0,2 процента за период 2012 - 2019 г.г. Дорожное строительство твердого покрытия ведется в Анабарском, Олекминском, Оленекском, Томпонском и Эвено-Бытантайском районах.
В результате более 80 процентов территории имеют сезонную транспортную доступность. Почти 88 процентов объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Около 20 процентов населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.
Основной объем грузов в Республике Саха (Якутия) перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 41 процент. Вследствие климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта Ленского бассейна имеет сезонный характер и ограничена сроками навигации: 150 суток в бассейнах рек и 75 - 80 суток на морских участках.
Логистика до отдаленных населенных пунктов в летний период включает проезды спецавтотранспортом (внедорожники, вездеходная техника), маломерными судами по речным путям. В зимний период основная доля движения грузовых и пассажирских потоков приходится на автозимники. При этом подготовка к автозимникам производится за счет средств органов местного самоуправления или муниципальных предприятий.
Действующая система пассажирских перевозок воздушным транспортом не обеспечивает в полной мере для большинства населения доступных возможностей перемещения как внутри республики, так и по России. Наибольшее число авиаперевозок осуществляется в Кобяйском (158), Булунском (129) и Среднеколымском (111), наименьшее - в Алданском (3), Усть-Майском (4), Жиганском (6), Аллаиховском (8) районах. Наибольшую стоимость тарифа составляют авиаперевозки Черский - Якутск - Черский (35 807 руб., или 17 904 руб. на рейс в один конец), Саскылах - Якутск - Саскылах (33 800 руб./ 16 900 руб.), Полярный - Якутск - Полярный (33 529 руб./ 16 765 руб.) Среднеколымск-Якутск-Среднеколымск (32 760 руб./ 16380 руб.).
Почтовая и телефонная связь. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, составляет 59, число телефонизированных сельских населенных пунктов - 62.
Средства связи для доступа к интернету представлены спутниковой связью в 56 сельских поселениях, радиорелейной линией связи - в 3 населенных пунктах, волоконно-оптической лини связи в 6 поселениях. Интернет-связь отсутствует в с. Троицк Усть-Майского района и с. Уродан Среднеколымского района.
Мобильная связь представлена операторами Билайн (59,7 процента), Мегафон (18,2 процента), МТС (14,2 процента). Мобильный интернет поддерживает технологию 2G. Сотовая связь отсутствует в с. Тумул Усть-Янского района, с. Утая Верхнеколымского района и с. Усть-Оленек Булунского района.
Земельные отношения. В 2019 году общая площадь территорий традиционного природопользования для ведения традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов составила 165 491,8 тыс. га. В сфере земельных отношений имеется ряд проблем, связанных с отсутствием достоверных данных о площадях оленьих пастбищ, используемых для оленеводства, что обусловлено сложной процедурой оформления земельных участков для ведения хозяйственной деятельности кочевыми родовыми общинами и высокой стоимостью проведения кадастровых работ.
Социальная политика и инфраструктура. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года из численности населения частных домохозяйств в возрасте 15 - 72 лет у малочисленных народов, указавших экономическую активность, 83,9 процента были занятыми в экономике, что ниже среднего показателя по республике (96,2 процента). В связи с чем, уровень безработицы в 2010 году был значительно выше (16,6 процента против 8,7 процента). В разрезе 21 муниципального района, в которых проживают малочисленные народы, уровень общей безработицы в 2019 году варьировался от 4,2 процента в Мирнинском районе до 13,4 процента в Эвено-Бытантайском, в 12 районах он превышал средний по республике уровень 6,9 процента.
При этом, за 2011 - 2019 годы в 16 районах уровень безработицы снизился, в 5 районах возрос. Наиболее тревожные тенденции в Кобяйском и Эвено-Бытантайском районах, где уровень безработицы почти вдвое превышает среднереспубликанский.
За 2012 - 2019 годы в Республике Саха (Якутия) создано 15 424 новых рабочих места, из них 306 мест или 2 процента приходится на населенные пункты, отнесенные к местам традиционного проживания малочисленных народов. Указанные рабочие места созданы в 35 из 70 населенных пунктов, наибольшее число новых рабочих мест приходится на с. Тяня Олекминского района (71), с. Оленек Оленекского района (38), с. Саскылах Анабарского района (34), с. Жиганск Жиганского района (31).
Несмотря на сокращение числа экономически активного населения, показатели напряженности на рынке труда за 2012-2019 годы в целом по 63 наслегам характеризуются снижением числа незанятых граждан, в том числе безработных. Заявленная потребность в работниках существенно сократилась. В то же время отмечается наличие вакансий в 30 наслегах в 2019 году, тогда как в 2013 году - в 10 наслегах.
В 2019 году в 63 поселениях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов сохраняется территориальная дифференциация уровня заработной платы. Уровень заработной платы, превышающий среднереспубликанский, сложился в 7 наслегах, в остальных - среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций была ниже, чем в среднем по республике.
Минимальное значение в Быковском наслеге Булунского района (37,8 тыс. рублей) и Утаинском наслеге Верхнеколымского района (40,5 тыс. рублей) районах.
Численность безработных из числа малочисленных народов за 2010 - 2019 гг. сократилась на 13 процентов, при этом 1 052 представителя малочисленных народов обратились в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, из них трудоустроено 456 человек.
Продолжается снижение общего числа рабочих мест, растет численность незанятых граждан, заработная плата в подавляющем большинстве поселений традиционного проживания малочисленных народов не достигает среднереспубликанского уровня.