(с изменениями на 22 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 26.03.2021 N 111-П, от 20.05.2021 N 183-П, от 07.09.2021 N 409-П, от 28.10.2021 N 534-П, от 10.12.2021 N 641-П, от 30.12.2021 N 751-П, от 14.04.2022 N 228-П, от 15.04.2022 N 230-П, от 18.07.2022 N 424-П, от 02.08.2022 N 453-П, от 21.09.2022 N 522-П, от 24.11.2022 N 668-П, от 23.12.2022 N 762-П, от 26.12.2022 N 764-П, от 06.02.2023 N 93-П, от 03.04.2023 N 211-П, от 05.04.2023 N 214-П, от 27.04.2023 N 259-П, от 23.06.2023 N 343-П, от 17.08.2023 N 438-П, от 18.09.2023 N 487-П, от 04.10.2023 N 524-П, от 03.11.2023 N 601-П, от 01.12.2023 N 651-П, от 20.12.2023 N 702-П, от 27.12.2023 N 747-П, от 27.12.2023 N 751-П, от 05.02.2024 N 64-П, от 06.02.2024 N 83-П, от 23.05.2024 N 320-П, от 22.07.2024 N 440-П)
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Государственная программа Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 06.02.2024 N 83-П, от 23.05.2024 N 320-П, от 22.07.2024 N 440-П)
(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 23.05.2024 N 320-П)
В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в регионе приняты и реализуются с 2019 года региональные проекты "Старшее поколение" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в рамках национального проекта "Демография".
Три вида пособия включены в региональный проект, направленный на внедрение к 2024 году механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей.
Одним из приоритетов проекта является формирование системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами. Система долговременного ухода кардинально изменит подходы к организации обслуживания граждан, нуждающихся в посторонней помощи.
В 2022 году Челябинская область была включена в перечень пилотных регионов по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на основании Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе. По итогам 2022 года 510 человек старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода.
Одной из задач регионального проекта "Старшее поколение" является введение в эксплуатацию объектов капитального строительства для размещения граждан в стационарных организациях социального обслуживания.
С 2018 года в Челябинской области отсутствовала очередность в стационарные учреждения социального обслуживания. Однако к концу 2021 года она снова появилась. В связи с чем предприняты дополнительные меры, которые позволили инициировать инвестиционный проект. Региону удалось войти в Федеральный проект Старшее поколение с мероприятием по строительству в 2024 году комплекса зданий для стационарного учреждения социального обслуживания нового типа на 210 мест с софинансированием из средств федерального бюджета.
Для расширения рынка, развития потенциала поддержки неформального (семейного) ухода большое внимание уделяется стимулированию негосударственных поставщиков услуг. Обеспечивается своевременное включение негосударственных организаций в Реестр поставщиков социальных услуг. По состоянию на 01.01.2023 года в реестре поставщиков социальных услуг 90 организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, из них 16 негосударственных организаций, что составляет 17 %.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов направлено на продление периода самостоятельной здоровой жизни в привычном социальном окружении. Социально-демографическая ситуация обусловливает необходимость совершенствования системы социального обслуживания при возрастающих потребностях граждан, в связи с этим:
пересмотрен перечень социальных услуг на предмет их достаточности и полноты для удовлетворения запроса населения (дополнены услуги "сиделки" и др.);
внедрены технологии обслуживания на дому семей с детьми-инвалидами, граждан с ментальными расстройствами;
совершенствуются технологии в социальном обслуживании, такие как мобильные бригады, клубы общения и др.
В целях реализации задачи "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года", поставленной в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года", в Челябинской области действуют:
региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Челябинской области", утвержденная распоряжением Правительства Челябинской области от 11.05.2021 г. N 265-рп;
план мероприятий ("дорожная карта") по достижению национальной цели по снижению в два раза уровня бедности в соответствии с согласованными значениями показателя "численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума" в Челябинской области и по достижению показателя "Уровень бедности" на 2021 - 2030 гг.
Меры, предпринимаемые в регионе, позволили выполнить показатель "Уровень бедности", установленный для Челябинской области Комиссией Государственного совета Российской Федерации по направлению "Социальная политика": в 2021 году - 12,1 %, в 2022 году - 11,3 %.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Челябинская область получает субсидию из федерального бюджета на софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения 3-го ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. В 2022 году это позволило оказать помощь 23178 семьям.
В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 г. введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составлял 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в регионе.
С 1 апреля 2021 г. размер выплаты дифференцирован (50, 75 и 100 процентов установленной в регионе величины прожиточного минимума для детей) в зависимости от дохода семьи, а также введены дополнительные критерии нуждаемости при предоставлении выплаты (имущественный критерий, правила "нулевого дохода"). В 2022 году численность семей, получивших ежемесячную выплату, составила 83699 семей, воспитывающих 102474 детей.
В настоящее время в Челябинской области предоставляется 12 видов государственных пособий семьям с детьми, из них 1 мера социальной поддержки установлена федеральным законодательством и 11 - региональным законодательством. В 2023 году мерами государственной поддержки охвачено более 300 тыс. детей.
В 2023 году приняты следующие дополнительные меры по поддержке семей с детьми:
с 1 января 2023 г. проиндексированы на 6 % размеры областного единовременного пособия при рождении ребенка, пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям;
с 13688 рублей до 14140 рублей увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего или последующего ребенка, денежных средств на содержание детей, воспитывающихся в семьях опекунов и приемных родителей;
с 6844 рублей до 7070 рублей увеличен размер ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) второго ребенка;
с 108160 рублей до 123302 рублей (на 14 %) увеличен размер областного материнского капитала (для лиц, впервые обратившихся с заявлением о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала после 01.01.2023 г.);
расширен перечень направлений предоставления областного материнского (семейного) капитала (с 01.01.2023 г. средства областного материнского капитала после достижения ребенком возраста шести месяцев можно направить на возмещение части затрат по оплате стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления (но не более 10 % от стоимости приобретенной путевки));
с 1 января 2023 г. направить средства областного материнского (семейного) капитала на ремонт электропроводки, электрического оборудования, необходимого для эксплуатации электропроводки, и (или) системы печного отопления объекта индивидуального жилищного строительства можно уже после истечения шести месяцев со дня рождения третьего или последующего ребенка.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 15 января 2020 года (от 24.01.2020 г. N Пр-113) с 2021 года на условиях софинансирования из федерального бюджета оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Это один из эффективных инструментов по снижению уровня. Данный вид социальной помощи оказывается малоимущим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В регионе проведена работа по совершенствованию механизма социального контракта, в ходе которой была доработана нормативно-правовая база в части использования средств, предоставляемых на основании социального контракта.
По итогам 2022 года 82,6 процента граждан из числа граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, преодолели трудную жизненную ситуацию, улучшив свое материальное положение (заключено 5107 социальных контрактов).
Необходимо отметить, что в настоящее время получает распространение такой формат предоставления государственных услуг, как "Социальное казначейство". В рамках реализации проекта перевод мер социальной поддержки в формат "Социальное казначейство", начиная с 2021 года, предоставляется 31 мера социальной поддержки (2021 г. - 19 услуг, 2022 г. - 26 услуг, 2023 г. - 31 услуга).
В 2012 году Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее именуется - Конвенция о правах инвалидов), утвердившая принципы, на которых строится политика государства в отношении инвалидов, по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
В Челябинской области путем принятия законодательных и нормативных правовых актов реализовываются положения Конвенции и определены полномочия органов власти по обеспечению доступной среды в различных сферах.
Приняты и реализуются нормативно установленные порядки по обеспечению доступности для инвалидов и маломобильных групп населения. В соответствии с законодательством в каждой сфере деятельности организована работа по созданию условий доступности для инвалидов объектов и услуг.
В соответствии с приказом Минтруда России от 25.12.2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" в каждом муниципальном образовании области созданы Координационные Советы, в состав которых включены представители общественных организаций инвалидов.