(с изменениями на 4 мая 2022 года)
(в ред. Дополнительного соглашения N 1 между Свердловским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области", Региональным объединением работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Свердловской области от 04.05.2022 N 50)
Зарегистрировано в Департаменте по труду и занятости населения Свердловской обл. 11 марта 2021 г. N 7-Р
Областные объединения профсоюзов в лице Свердловского областного союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области" (далее - Профсоюзы), с одной стороны, областные объединения работодателей в лице Регионального объединения работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" (далее - Работодатели), со второй стороны, и Правительство Свердловской области, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти Свердловской области (далее - Правительство), с третьей стороны, в дальнейшем совместно именуемые "Стороны", заключили настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Свердловской области в 2021 - 2023 годах и совместные действия Сторон по их реализации.
1.1. Настоящее Соглашение основано на законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере труда, а также конвенциях Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, обязательствах, закрепленных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, федеральными отраслевыми соглашениями и договоренностями Сторон.
1.2. Стороны считают, что на период 2021 - 2023 годов основной целью социальной политики в Свердловской области является создание условий, содействующих формированию структурно развитой, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно, обеспечению права граждан на труд, внедрению принципов достойного труда, повышению доходов и качества жизни населения, снижению уровня социального неравенства.
1.3. Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров с Профсоюзами и иными представителями, избираемыми работниками, в организациях независимо от форм собственности и у индивидуальных предпринимателей. Стороны обязуются оказывать профсоюзным организациям, работодателям, их объединениям, органам государственной власти Свердловской области и органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), всестороннее содействие в развитии социального партнерства на основе заключенных коллективных договоров и соглашений.
1.4. К настоящему Соглашению могут присоединиться работодатели, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, не являющиеся членами Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (далее - СОСПП) и не уполномочившие СОСПП от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать настоящее Соглашение в соответствии с Законом Свердловской области от 22 октября 2009 года N 92-ОЗ "О порядке присоединения работодателей к региональному соглашению, устанавливающему общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Свердловской области".
1.5. В рамках обеспечения реализации настоящего Соглашения и порядка его распространения Стороны на основе взаимных консультаций в соответствии с Законом Свердловской области от 3 мая 2005 года N 36-ОЗ "О Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" принимают согласованные решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов Российской Федерации и Свердловской области и обеспечивают их исполнение.
1.6. Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами социального партнерства, их представителями, Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области. Стороны разрабатывают мероприятия по исполнению настоящего Соглашения и не реже двух раз в течение календарного года предоставляют друг другу информацию об их исполнении.
1.7. Представители Сторон, подписавших настоящее Соглашение, в период его действия имеют право проявить инициативу по проведению переговоров по внесению в него изменений или заключению нового Соглашения. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение могут быть внесены в порядке, предусмотренном Сторонами для его заключения и в соответствии с Законом Свердловской области от 3 мая 2005 года N 36-ОЗ "О Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Когда экономическое положение работодателей, на которых распространяется настоящее Соглашение, не позволяет обеспечить уровень показателей настоящего Соглашения, подписание коллективного договора производится с учетом финансово-экономического положения конкретной организации (индивидуального предпринимателя) Свердловской области. При этом работодатель обязан взять на себя обязательство при улучшении финансового положения пересмотреть принятые в коллективном договоре показатели в сторону их улучшения с целью достижения уровня, предусмотренного настоящим Соглашением.
1.8. В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений исполнительные органы государственной власти Свердловской области, осуществляющие разработку проектов нормативных правовых актов Свердловской области (далее - проекты нормативных правовых актов), до начала процедуры согласования направляют проекты нормативных правовых актов Профсоюзам и Работодателям и обеспечивают обязательное рассмотрение предложений Профсоюзов и Работодателей по направленным им проектам нормативных правовых актов.
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности продукции, в том числе путем:
1) выработки и реализации мер по обеспечению государственной поддержки приоритетных направлений развития экономики Свердловской области, роста эффективности производства и повышения качества трудовых ресурсов, поддержания занятости населения, организации системы кадрового обеспечения хозяйственного комплекса Свердловской области;
2) обеспечения равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, как фактора экономического роста;
3) создания условий и стимулов для модернизации и диверсификации производства товаров и услуг;
4) внедрения эффективных механизмов привлечения инвестиций и стимулирования новаций;
5) содействия модернизации отраслей экономики;
6) создания новых высокопроизводительных и модернизации существующих рабочих мест;
7) повышения эффективности государственного управления и бюджетных расходов.
2.1.2. Своевременно принимают меры по предупреждению несостоятельности организаций Свердловской области, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры, в том числе трудовой арбитраж. Принимают меры по предотвращению банкротства.
2.1.3. Осуществляют совместные мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области в сфере социально-трудовых отношений при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации Свердловской области, ее реструктуризации.
2.1.4. Осуществляют деятельность по развитию инфраструктуры и информационной составляющей развития кооперационных связей в промышленном комплексе для повышения экономического потенциала Свердловской области.
2.1.5. Содействуют реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части количества высокопроизводительных рабочих мест, производительности труда, объема инвестиций.
(п. 2.1.5 в ред. Дополнительного соглашения N 1 между Свердловским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области", Региональным объединением работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Свердловской области от 04.05.2022 N 50)
2.1.6. Принимают меры, направленные на создание условий для повышения конкурентоспособности промышленного, инновационного и предпринимательского потенциала экономики Свердловской области в соответствии с параметрами, установленными Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".
2.1.7. Осуществляют меры социальной защиты работников, высвобождающихся или находящихся в сфере потенциального высвобождения, в связи с модернизацией производства, в том числе обеспечивают упреждающие мероприятия для повышения профессиональной, территориальной мобильности данной категории работников, в соответствии с государственными программами, реализуемыми службой занятости населения Свердловской области.
2.1.8. Содействуют предупреждению социальной напряженности в трудовых коллективах, добросовестному исполнению работниками своих трудовых обязанностей, соблюдению работниками требований по охране труда и обеспечению безопасности труда. На уровне коллективного договора могут быть установлены конкретные значения целевых показателей.
2.1.9. Содействуют эффективной работе организации путем выявления неэффективных технологических процессов, внесения предложений по повышению эффективности их использования и выполнения мероприятий, направленных на преодоление возникающих социально-экономических проблем и снижение социальной напряженности.
2.1.10. Содействуют включению в коллективные договоры положения о доле оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в фонде заработной платы не менее 60% (с учетом районного коэффициента, доплат, не связанных с результатами труда работников). В зависимости от отраслевых особенностей в отраслевых соглашениях эта доля может быть увеличена.
2.1.11. Осуществляют анализ и обобщение поступающих от работников предложений по улучшению работы организаций.
2.1.12. Рассматривают на заседаниях Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работу администраций муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), муниципальные учреждения в которых имеют задолженность перед хозяйствующими субъектами.
2.2. Правительство:
2.2.1. Реализует комплекс мер по поддержке и повышению эффективности организаций реального сектора экономики Свердловской области, включая меры по сохранению и развитию высокотехнологичных и наукоемких производств в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.
2.2.2. Содействует повышению эффективности организаций реального сектора экономики Свердловской области путем их включения в действующие и разрабатываемые государственные программы Российской Федерации, государственные программы Свердловской области.
2.2.3. Осуществляет государственное регулирование цен и тарифов. В пределах своей компетенции по основным направлениям ценовой и тарифной политики на стадии их разработки и подготовки Сторонами предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективному функционированию организаций и отраслей принимает необходимые меры по установлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области экономически обоснованных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, регулирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.2.4. Принимает к сведению предложения Профсоюзов и Работодателей при разработке государственных программ Свердловской области и информирует их о принятых решениях в соответствии с законодательством Свердловской области.
2.2.5. В целях обеспечения финансовой устойчивости организаций потребительского рынка и недопущения их убыточности рекомендует органам местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области порядке:
1) оказывать содействие в развитии современных социально ориентированных предприятий, включая магазины-дискаунты, торговые комплексы, магазины-склады;
2) оказывать содействие в организации и проведении сельскохозяйственных ярмарок "выходного дня";
3) содействовать внедрению проекта "Социальная карта потребительского рынка" на территории муниципального образования;
4) содействовать в организации выездной торговли в труднодоступные и малонаселенные сельские населенные пункты;
5) оказывать содействие в привлечении крупных сетевых компаний областного и местного значения к решению задач совершенствования торгового и бытового обслуживания населения муниципальных образований;
6) обеспечить доступность к услугам бытового обслуживания населения в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, в том числе посредством организации выездных услуг, выездных комплексных приемных пунктов.
2.2.6. Рекомендует органам местного самоуправления принимать меры по недопущению образования кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг муниципальных организаций перед самостоятельными хозяйствующими субъектами, предоставляющими такие услуги, и учитывает выполнение данной рекомендации при оказании поддержки бюджетам муниципальных образований из областного бюджета.
2.2.7. Содействует деятельности организаций Свердловской области по модернизации и техническому переоснащению объектов и инженерной инфраструктуры и внедрению современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.