Действующий

Об утверждении региональной программы по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2021 - 2023 годы (с изменениями на 1 марта 2023 года)



I. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей и описание основных проблем в указанной сфере


Защита прав потребителей - неотъемлемая часть социальной политики государства, направленная на достижение баланса в отношениях между потребителем, производителем, продавцом/исполнителем и ориентированная на развитие цивилизованной конкуренции.


Отправной точкой изменений в региональной системе защиты прав потребителей и формирования основных направлений развития национальной системы защиты прав потребителей стало заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации от 18.04.2017 (далее - Госсовет), на котором определены как стратегические, так и конкретные прикладные задачи, подчеркнута необходимость консолидации усилий различных ведомств и уровней власти по решению вопросов в области защиты прав потребителей.


В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина (N Пр-1004ГС от 25.05.2017), принятыми по итогам Госсовета:


- определен уполномоченный орган - Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области, на который возложена координация работы по осуществлению исполнительными органами Мурманской области мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП)


- создан Совет по вопросам защиты прав потребителей при Губернаторе Мурманской области (постановление Губернатора Мурманской области от 27.02.2018 N 14-ПГ);


- в положения исполнительных органов Мурманской области включены функции по осуществлению мероприятий в сфере защиты прав потребителей в соответствии с направлением деятельности ведомства;


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП)


- принята региональная программа по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2018 - 2020 годы (постановление Правительства Мурманской области от 20.04.2018 N 178-ПП, далее - Программа 2018 - 2020 гг.).


Мероприятия Программы 2018 - 2020 синхронизированы с целями и задачами Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей до 2030 года, Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.


В рамках Программы 2018 - 2020 гг. были аккумулированы основные мероприятия, реализуемые участниками региональной системы защиты прав потребителей: Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее - Роспотребнадзор по Мурманской области), Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, органами государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, общественными объединениями потребителей и иными организациями.


В целях информационного обеспечения потребителей разработан и с 2019 года функционирует на сайте Правительства Мурманской области, сайтах исполнительных органов Мурманской области, а также на сайтах органов местного самоуправления раздел "Защита прав потребителей", который содержит ссылки на основные интернет-ресурсы в сфере защиты прав потребителей, информацию для населения и предпринимателей, а также сведения об общественных организациях, оказывающих услуги населению по защите прав потребителей.


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП)


Анализ обращений граждан в Роспотребнадзор по Мурманской области за 9 месяцев 2020 года свидетельствует о том, что структура рассмотренных обращений на протяжении последних лет не претерпела существенных изменений. По-прежнему наибольшую долю обращений составляют вопросы по защите прав потребителей 74,6 %. В структуре данных обращений превалируют темы оказания услуг - 85,4 %.