Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2018 года N 178-ПП


Об утверждении региональной программы по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2018 - 2020 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 24.02.2021 N 101-ПП (опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" http://www.gov-murman.ru - 24.02.2021).
____________________________________________________________________



В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 18.04.2017, в целях совершенствования региональной системы защиты прав потребителей Правительство Мурманской области постановляет:


утвердить прилагаемую региональную программу по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2018 - 2020 годы.



Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН



Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 20 апреля 2018 г. N 178-ПП



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2020 ГОДЫ



Паспорт программы

Наименование программы

- региональная программа по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2018 - 2020 годы

Основания для разработки программы

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

- перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 года (Пр-1004ГС);

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы"

Ответственный исполнитель программы

- Министерство экономического развития Мурманской области

Соисполнители программы

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (по согласованию);

- Аппарат Правительства Мурманской области (министерство);

- Министерство здравоохранения Мурманской области;

- Министерство имущественных отношений Мурманской области;

- Министерство образования и науки Мурманской области;

- Министерство по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области;

- Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области;

- Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области;

- Министерство рыбного и сельского хозяйства Мурманской области;

- Министерство социального развития Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области;

- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области;

- Министерство финансов Мурманской области;

- Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;

- Министерство юстиции Мурманской области;

- Комитет по ветеринарии Мурманской области;

- Комитет по культуре и искусству Мурманской области;

- Комитет по развитию информационных технологий и связи Мурманской области;

- Комитет по тарифному регулированию Мурманской области;

- Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области;

- Государственная жилищная инспекция Мурманской области;

- органы местного самоуправления Мурманской области (по согласованию);

- общественные организации потребителей Мурманской области (по согласованию);

- Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию);

- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области (по согласованию);

- Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (по согласованию);

- ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Мурманской области" (по согласованию);

- ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (по согласованию)

Цель программы

- совершенствование региональной системы защиты прав потребителей и ее интеграция в различные сферы рынка товаров и услуг

Задачи программы

- повышение уровня правовой и финансовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

- повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на рынке товаров и услуг;

- вовлечение исполнительных органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, общественных организаций в решение задач по защите прав потребителей;

- обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий граждан;

- развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей;

- мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;

- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей

Сроки реализации программы

- 2018 - 2020 годы

Объем и источники финансирования программы

- финансирование в рамках государственных и муниципальных программ Мурманской области, а также внебюджетных средств

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение доли потребителей в общем количестве потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей;

- увеличение доли муниципальных образований Мурманской области, реализующих комплекс мер по защите прав потребителей на муниципальном уровне;

- увеличение доли исполнительных органов государственной власти Мурманской области, в государственных программах которых содержатся мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей



I. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей и описание основных проблем в указанной сфере


В системе рыночных отношений защита прав потребителей является одной из наиболее актуальных социально-экономических проблем. Ее решение - это достижение баланса в отношениях между производителем, продавцом/исполнителем и потребителем, способствующего развитию цивилизованной конкуренции, и обеспечение нормального функционирования рынка товаров и услуг. Более того, создание условий для действенных механизмов защиты прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.


На сегодняшний день в Мурманской области создана региональная система защиты прав потребителей, включающая Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее - Управление), органы государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, общественные объединения потребителей. Ежегодно проводится декада, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителей.


В Управлении работают общественная приемная, "горячая линия", на сайте функционирует раздел, обеспечивающий возможность подачи заявления в электронном виде.


Работа исполнительных органов государственной власти Мурманской области по защите прав потребителей акцентируется на рассмотрении обращений граждан (в пределах компетенции), что позволяет своевременно реагировать на недобросовестные практики и информировать население о возможных механизмах урегулирования проблемных ситуаций. Кроме того, организация взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей обеспечивается в рамках деятельности общественных советов, координационных коллегиальных органов, Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения Мурманской области.


Государственная жилищная инспекция Мурманской области в пределах своей компетенции осуществляет контрольно-надзорные мероприятия по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и координирует проект "Школа грамотного потребителя".


В Общественной палате Мурманской области действует рабочая группа по вопросам ЖКХ, оказывающая методическую помощь общественным организациям и инициативным группам граждан по вопросам осуществления контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств, в т.ч. по защите прав потребителей коммунальных услуг.


Реализуемые меры в целом зарекомендовали себя как достаточно эффективные. Вместе с тем стремительные перемены в развитии рынка товаров и услуг, новые формы и методы их предоставления, в т.ч. с помощью интернет-технологий, неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством. Все это выдвигает качественно новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей и требует новых организационных подходов, в том числе внедрение программно-целевых методов, направленных на консолидацию усилий всех институциональных элементов системы защиты прав потребителей.


Анализ ситуации в Мурманской области показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. В течение 2015 - 2017 годов Управлением рассмотрено 10617 обращений по вопросам нарушения прав потребителей с ежегодным увеличением их доли в структуре жалоб, поступивших в Управление: 2015 год - 42,9 %, 2016 год - 59,6 %, 2017 год - 69,2 %. Лидирующими сферами являются: жилищно-коммунальное хозяйство (60,8 % в структуре обращений по вопросам нарушения прав потребителей), розничная торговля (14,4 %), бытовое обслуживание (3,7 %), деятельность на финансовом рынке (3,6 %), медицинские услуги (3,1 %). При этом стоит отметить тренд на кардинальное снижение удельного веса "потребительских" обращений в сегменте розничной торговли с 32,5 % в 2015 году до 14,4 % в 2017 году, что связано с развитием конкуренции на данном рынке.


Обращения, поступающие в адрес Правительства Мурманской области, также в некоторой степени лежат в плоскости защиты прав потребителей - за 2017 год их поступило 11820. Большая часть из них касается вопросов жилищно-коммунального хозяйства (48 %), далее по нисходящей следуют социальная сфера (28 %) и экономическое развитие (11 %).


Одной из причин, порождающих нарушение прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав на этапе покупки товара или услуги. Решение данной проблемы возможно через реализацию программ просвещения, консультирования и информирования, направленных на повышение потребительской грамотности населения и формирование рациональных потребительских практик, способствующих реализации системы самозащиты потребителями своих гарантий и прав.


Особого внимания требует вопрос злоупотребления доверием потребителей с помощью маркетинговых инструментов и новых механик продаж (дистанционные и электронные формы, дисконтные и кредитные программы, покупка в рассрочку и т.п.) со стороны недобросовестных продавцов и посредников. В настоящее время экспертное сообщество отмечает, что часто изготовители и продавцы пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном не через освоение новых технологий повышения качества товаров и услуг, а через снижение их себестоимости и применение психологических механизмов мотивации потребителей к приобретению конкретной продукции. Таким образом, с учетом снижения административных барьеров риск реализации на потребительском рынке продукции (товаров, работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким. Поэтому проведение систематического и целенаправленного государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, должно оставаться одним из приоритетных направлений.


Вместе с тем предупреждение нарушения прав потребителей со стороны производителей и продавцов не может быть достигнуто исключительно через реализацию контрольно-надзорных функций. Тем самым важнейшим направлением деятельности в отношении предпринимательского сообщества должно стать применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов.


Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение товаров и услуг, соответствующих требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на рынке, определения продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо продолжить работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров и услуг. Данную функцию призваны выполнять общественные объединения потребителей (в т.ч. с привлечением волонтерского движения). В Мурманской области таких организаций 10. Более того, общественный контроль за соблюдением прав потребителей, участие общественных объединений в непосредственной защите их прав в досудебном или судебном порядке, распространение информации о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, публикация результатов проводимых независимых экспертиз и оценок в отношении различных сегментов потребительского рынка также способствуют росту правосознания граждан, производителей, посредников и созданию оптимальных условий для предупреждения и профилактики правонарушений в данной сфере.

Весомая роль в национальной системе защиты прав потребителей возложена на органы местного самоуправления как властные структуры, наиболее приближенные к населению и наделенные правом обеспечивать оперативную защиту интересов потребителей. Однако анализ показывает, что в муниципалитетах области за последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, резко сократилось. Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных производителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом. Учитывая положения ст. 41.1 и ст. 44 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", необходимо стимулировать органы местного самоуправления занимать более активную позицию в реализации "потребительской" политики, в т.ч. в вопросах досудебного урегулирования споров и защиты прав неопределенного круга потребителей.


Одной из актуальных проблем является защита "потребительских" прав социально уязвимых групп населения, которая, как правило, связана с неготовностью хозяйствующих субъектов участвовать в создании для этой социальной группы недискриминационных условий (прежде всего, по созданию безбарьерной среды) для приобретения различного рода товаров и услуг. Также велики риски граждан старшего поколения, которые, как правило, обладают недостаточным потребительским опытом при приобретении инновационных товаров и услуг, в т.ч. содержащих сложные договорные условия (банковские, страховые, риелторские, платные медицинские услуги и пр.). Таким образом, одним из приоритетов должно стать устранение пробелов в обеспечении всеобщего доступа к товарам и услугам на потребительском рынке и формирование среды равных возможностей по защите своих прав.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»