Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2021 года N 101-ПП


Об утверждении региональной программы по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2021 - 2023 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 05.11.2024 N 751-ПП, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" http://www.gov-murman.ru - 05.11.2024).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 1 марта 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области от 30.07.2021 N 529-ПП, от 01.03.2023 N 164-ПП)



В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 18.04.2017, в целях совершенствования региональной системы защиты прав потребителей Правительство Мурманской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2021 - 2023 годы.


2. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 20.04.2018 N 178-ПП "Об утверждении региональной программы по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2018 - 2020 годы".



Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС



Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 24 февраля 2021 г. N 101-ПП



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области от 30.07.2021 N 529-ПП, от 01.03.2023 N 164-ПП)


Паспорт программы

Наименование программы

региональная программа по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2021 - 2023 годы

Основания для разработки программы

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

- перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 года (Пр-1004ГС);

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-Р "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-Р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы"

Ответственный исполнитель программы

Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области

в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП

Соисполнители программы

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (по согласованию);

- Министерство здравоохранения Мурманской области;

- Министерство имущественных отношений Мурманской области;

- Министерство внутренней политики Мурманской области;

- Министерство информационной политики Мурманской области;

- Министерство культуры Мурманской области;

- Министерство образования и науки Мурманской области;

- Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области;

- Министерство спорта Мурманской области;

- Министерство строительства Мурманской области;

- Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области;

- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области;

- Министерство труда и социального развития Мурманской области;

- Министерство финансов Мурманской области;

- Министерство цифрового развития Мурманской области;

- Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;

- Министерство юстиции Мурманской области;

- Комитет по ветеринарии Мурманской области;

- Комитет по тарифному регулированию Мурманской области;

- Комитет по туризму Мурманской области;

- Комитет молодежной политики Мурманской области;

- органы местного самоуправления Мурманской области (по согласованию);

- НП "Жилищное объединение Мурмана" (по согласованию);

- общественные организации потребителей Мурманской области (по согласованию);

- Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию);

- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (по согласованию);

- ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Мурманской области" (по согласованию);

- ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (по согласованию)

в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП

Цель программы

совершенствование региональной системы защиты прав потребителей и ее интеграция в различные сферы рынка товаров и услуг

Задачи программы

- повышение уровня правовой и финансовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

- повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на рынке товаров и услуг;

- вовлечение исполнительных органов Мурманской области, органов местного самоуправления, общественных организаций в решение задач по защите прав потребителей;

- обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий граждан;

- развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей;

- мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей

в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП

Сроки реализации программы

2021 - 2023 годы

Объем и источники финансирования программы

финансирование в рамках государственных и муниципальных программ Мурманской области, а также внебюджетных средств

Ожидаемые конечные результаты Программы

- доля потребителей в общем количестве потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей, - не менее 39 %;

- доля потребителей, хорошо знающих свои права в сфере защиты прав потребителей, - не менее 17 %



I. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей и описание основных проблем в указанной сфере


Защита прав потребителей - неотъемлемая часть социальной политики государства, направленная на достижение баланса в отношениях между потребителем, производителем, продавцом/исполнителем и ориентированная на развитие цивилизованной конкуренции.


Отправной точкой изменений в региональной системе защиты прав потребителей и формирования основных направлений развития национальной системы защиты прав потребителей стало заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации от 18.04.2017 (далее - Госсовет), на котором определены как стратегические, так и конкретные прикладные задачи, подчеркнута необходимость консолидации усилий различных ведомств и уровней власти по решению вопросов в области защиты прав потребителей.


В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина (N Пр-1004ГС от 25.05.2017), принятыми по итогам Госсовета:


- определен уполномоченный орган - Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области, на который возложена координация работы по осуществлению исполнительными органами Мурманской области мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП)


- создан Совет по вопросам защиты прав потребителей при Губернаторе Мурманской области (постановление Губернатора Мурманской области от 27.02.2018 N 14-ПГ);


- в положения исполнительных органов Мурманской области включены функции по осуществлению мероприятий в сфере защиты прав потребителей в соответствии с направлением деятельности ведомства;


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП)


- принята региональная программа по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2018 - 2020 годы (постановление Правительства Мурманской области от 20.04.2018 N 178-ПП, далее - Программа 2018 - 2020 гг.).


Мероприятия Программы 2018 - 2020 синхронизированы с целями и задачами Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей до 2030 года, Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.


В рамках Программы 2018 - 2020 гг. были аккумулированы основные мероприятия, реализуемые участниками региональной системы защиты прав потребителей: Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее - Роспотребнадзор по Мурманской области), Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, органами государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, общественными объединениями потребителей и иными организациями.


В целях информационного обеспечения потребителей разработан и с 2019 года функционирует на сайте Правительства Мурманской области, сайтах исполнительных органов Мурманской области, а также на сайтах органов местного самоуправления раздел "Защита прав потребителей", который содержит ссылки на основные интернет-ресурсы в сфере защиты прав потребителей, информацию для населения и предпринимателей, а также сведения об общественных организациях, оказывающих услуги населению по защите прав потребителей.


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП)


Анализ обращений граждан в Роспотребнадзор по Мурманской области за 9 месяцев 2020 года свидетельствует о том, что структура рассмотренных обращений на протяжении последних лет не претерпела существенных изменений. По-прежнему наибольшую долю обращений составляют вопросы по защите прав потребителей 74,6 %. В структуре данных обращений превалируют темы оказания услуг - 85,4 %.


При этом пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла соответствующие коррективы. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года возросла доля обращений потребителей в сферах оказания: медицинских услуг - в 3,8 раза; транспортных услуг - в 2,5 раза (отмечен рост обращений в 6,5 раза на авиаперевозки); туристских услуг - 2,9 раза. Несмотря на сохраняющееся лидирующее положение обращений на некачественные услуги жилищно-коммунального хозяйства, в целом отмечено снижение количества жалоб: в 2019 году доля обращений по итогам 9 месяцев составила 47,7 % от обращений в сфере вопросов защиты прав потребителей; за данный период текущего года - 33,5 %.


Обращения, поступающие в адрес Правительства Мурманской области, также в некоторой степени лежат в плоскости защиты прав потребителей - за 9 месяцев 2020 года их поступило 12619. Большая часть касается вопросов жилищно-коммунального хозяйства - 31,0 %, социальной сферы 30,0 % (из них 43,6 % - вопросы здравоохранения) и экономического развития - 18,0 %.


Вместе с тем в соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей до 2030 года и методическими рекомендациями по разработке региональных программ начиная с 2018 года во всех муниципальных образованиях области в рамках социологического опроса об уровне удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления проводится исследование в сфере защиты прав потребителей.


Ежегодно в опросе участвуют не менее 6000 респондентов с целью определения уровня организации защиты прав потребителей по следующим критериям оценки:


- доля потребителей в общем количестве потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей;


- уровень правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей.


Результаты опроса, проведенного в 2020 году, показали, что 17,8 % жителей региона оценили свои знания в сфере защиты потребительских прав "хорошо" и "очень хорошо" при плановом целевом значении 12,0 %. При этом доля потребителей, удовлетворенных уровнем защиты, в целом по Мурманской области составила 39,4 %, что практически соответствует плановому значению на 2020 год (40 %).


Таким образом, реализуемые мероприятия Программы 2018 - 2020 гг. в целом зарекомендовали себя как достаточно эффективные. В связи с этим при разработке программы на очередной период (2021 - 2023 гг.) сохранена определенная преемственность мероприятий, а именно давших заметный положительный результат. Вместе с тем с учетом установленных приоритетов выбраны новые меры. Такой подход значительно совершенствует работу региональной и муниципальной власти, кратно повышая деятельное участие в региональной системе защиты прав потребителей.


Программа на 2021 - 2023 гг., как и прежде, предусматривает реализацию мероприятий, направленных на просвещение, консультирование и информирование с целью повышения потребительской грамотности населения и формирование рациональных потребительских практик, способствующих реализации системы самозащиты потребителями своих гарантий и прав.


Одно из основных направлений программы - защита "потребительских" прав социально уязвимых групп населения. В первую очередь это касается граждан старшего поколения, которые, как правило, обладают недостаточным потребительским опытом при приобретении инновационных товаров и услуг, в т.ч. содержащих сложные договорные условия (банковские, страховые, риелторские, платные медицинские услуги и пр.).


Принимая во внимание значимость вопросов финансовой грамотности населения, соответствующие мероприятия аккумулированы в Региональной подпрограмме "Повышение финансовой грамотности населения Мурманской области на 2021 - 2023 годы", являющейся частью настоящей программы (приложение N 1 к программе).


В целом комплекс мер правового, организационного и информационного характера, предусмотренных программой, позволит поступательно повышать уровень защиты прав потребителей и правосознания граждан, продвигать принципы рациональной модели потребительского поведения, предотвращать появление недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов за счет формирования условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства на потребительском рынке.



II. Цель и задачи программы


Цель программы: совершенствование региональной системы защиты прав потребителей и ее интеграция в различные сферы рынка товаров.


На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:


1. Повышение уровня правовой и финансовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения.


2. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на рынке товаров и услуг.


3. Вовлечение исполнительных органов Мурманской области, органов местного самоуправления, общественных организаций в решение задач по защите прав потребителей.


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 01.03.2023 N 164-ПП)


4. Обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий граждан.


5. Развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»