____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Амурской области от 25.09.2023 N 795.
____________________________________________________________________
В целях приведения нормативных правовых актов Амурской области в соответствие законодательству Правительство Амурской области постановляет:
Внести в государственную программу "Развитие здравоохранения Амурской области", утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 3 июля 2013 г. N 302 (в редакции постановления Правительства Амурской области от 11 декабря 2020 г. N 843), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование государственной программы | "Развитие здравоохранения Амурской области" |
Координатор государственной программы | Министерство здравоохранения Амурской области |
Координатор подпрограмм | Министерство здравоохранения Амурской области |
Участники государственной программы | Министерство здравоохранения Амурской области; министерство образования и науки Амурской области; министерство сельского хозяйства Амурской области; министерство строительства и архитектуры Амурской области |
Цели государственной программы | Обеспечение доступности медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг |
Задачи государственной программы | 1. Обеспечение приоритета профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, обеспечение доступности медицинской помощи сельскому населению. 2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, совершенствование оказания хирургической помощи населению. 3. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. 4. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей. 5. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. 6. Создание эффективной службы паллиативной помощи неизлечимым больным. 7. Создание эффективной системы управления государственной программой; обеспечение эффективного процесса управления системой здравоохранения на территории Амурской области, а также процесса оказания медицинской помощи; обеспечение населения области лекарственными препаратами. 8. Информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины. 9. Совершенствование системы профилактики наркомании, выявление на территории мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений и их уничтожение. 10. Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования |
Перечень подпрограмм, включенных в состав государственной программы | 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи". 2. "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации". 3. "Охрана здоровья матери и ребенка". 4. "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей". 5. "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". 6. "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям". 7. "Обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере реализации государственной программы". 8. "Развитие информатизации в здравоохранении". 9. "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту". 10. "А. Организация обязательного медицинского страхования населения Амурской области" |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Программа реализуется в два этапа: первый этап: 2014 - 2015 годы; второй этап: 2016 - 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (с разбивкой по годам) | Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 293540775,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 18163310,7 тыс. рублей; 2015 год - 18380104,6 тыс. рублей; 2016 год - 19110714,3 тыс. рублей; 2017 год - 20354404,1 тыс. рублей; 2018 год - 23730096,6 тыс. рублей; 2019 год - 24920062,8 тыс. рублей; 2020 год - 29055556,9 тыс. рублей; 2021 год - 28602538,2 тыс. рублей; 2022 год - 28719825,9 тыс. рублей; 2023 год - 28784103,7 тыс. рублей; 2024 год - 26860029,0 тыс. рублей; 2025 год - 26860029,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы, результаты федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов | В период до 2025 года в рамках реализации мероприятий государственной программы планируется достичь следующих показателей: снижение смертности от всех причин до 10,5 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 4,1 случая на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 420,0 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 4 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 185 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза до 9,5 случая на 100 тыс. населения; снижение количества зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез до 52,2 случая на 100 тыс. населения; снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 60,0 случая на 100 тыс. населения; снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 14,1 литра на душу населения в год; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 35,6%; снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 14,9%; обеспеченность врачами до 41,5 специалиста на 10 тыс. населения; достижение коэффициента соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:2,7; повышение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% к средней заработной плате в регионе; повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% к средней заработной плате в регионе; повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% к средней заработной плате в регионе; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 78,0 года; доля государственных, муниципальных учреждений, представивших энергетическую декларацию за отчетный год, от общего количества указанных учреждений субъектов Российской Федерации до 100%; сохранение потребления электроэнергии, теплоэнергии, воды и расхода теплоэнергоресурсов на отопление на уровне 2014 года; охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся не менее 96%; обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым не менее 10 коек на 100 тыс. взрослого населения; выполнение функций государственных органов до 100%; обеспеченность компьютерной техникой, сетевым оборудованием и средствами информационной безопасности 58 медицинских организаций; увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом до 0,17 млрд. долларов США в год; количество пролеченных иностранных граждан до 0,4 тыс. иностранных граждан |
В состав Амурской области входят 9 городских округов и 20 муниципальных районов. В их составе учтены населенные пункты: 9 городов (Благовещенск, Белогорск, Зея, Райчихинск, Свободный, Тында, Шимановск, Завитинск, Сковородино), 18 поселков городского типа, 599 сельских населенных пунктов (из них с числом жителей от 50 до 100 человек - 65, от 100 до 500 человек - 270, от 500 до 1000 человек - 96, свыше 1000 человек - 149).
Численность населения в Амурской области продолжает уменьшаться. По уточненным данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Амурской области составила 830,1 тыс. человек. По сравнению с переписью населения 2002 года численность населения уменьшилась на 72,7 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило в основном из-за миграционной убыли населения (превышение числа выбывших над прибывшими) - 51,2 тыс. человек, естественная убыль за межпереписной период (2002 - 2010 годы) составила 21,5 тыс. человек.
По утвержденной оценке, численность постоянного населения Амурской области на 1 января 2013 года составила 817,0 тыс. человек, в том числе городского - 548,1 тыс. человек (67%) и сельского - 268,9 тыс. человек (33%).
В Амурской области отмечается устойчивая положительная динамика изменений демографических показателей: увеличение рождаемости на 21,2% (2006 год - 12,1 случая на 1000 населения; 2012 год - 14,3 случая на 1000 населения), снижение общей смертности на 5,2% (2006 год - 15,5 случая на 1000 населения; 2012 год - 14,7 случая на 1000 населения), что повлияло на сокращение естественной убыли на 89% (- 3,7; - 0,4).
Вместе с тем показатель общей смертности остается выше российского (13,3 случая на 1000 населения) и среднего по Дальневосточному федеральному округу (13,0 случая на 1000 населения).
При этом имеет место снижение смертности от основных причин: от болезней системы кровообращения на 0,2% (2006 год - 806,6 случая на 100 тыс. населения; 2012 год - 764,0 случая на 100 тыс. населения), от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий, на 22% (2006 год - 303,2 случая на 100 тыс. населения; 2012 год - 236,4 случая на 100 тыс. населения), от туберкулеза на 13,4% (2006 год - 39,6 случая на 1000 тыс. населения; 2012 год - 34,3 случая на 1000 тыс. населения). Но данные показатели не достигли уровня российских показателей и средних по Дальневосточному федеральному округу.
Показатель младенческой смертности снизился на 21,7% (2006 год - 17,5 случая на 1000 родившихся живыми; 2012 год - 13,7 случая на 1000 родившихся живыми), но остался выше российского (8,7 случая на 1000 родившихся живыми) и по Дальневосточному федеральному округу (10,8 случая на 1000 родившихся живыми), повышение данного показателя в 2012 году связано с введением новых критериев регистрации новорожденных (в 2011 году - 10,7 случая на 1000 родившихся живыми).
В течение последних 5 лет имела место тенденция к снижению показателя материнской смертности (2007 год - 82,1 случая на 100 тыс. родившихся живыми; 2012 год - 42,6 случая на 100 тыс. родившихся живыми), превышение среднероссийского показателя обусловлено наличием непредотвратимых случаев.
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 1,6 года (с 63,9 до 65,5 года).
Снизился первичный выход на инвалидность взрослого населения на 20,6% и составил в 2012 году 66,8 случая на 10 тыс. взрослого населения (2011 год - 84,1 случая на 10 тыс. взрослого населения). Доля женщин среди впервые признанных инвалидами составляет 45,7%, мужчин - 54,3%, доля лиц трудоспособного возраста - 50,6%.
Основными причинами первичного выхода на инвалидность остаются болезни органов кровообращения (38,7%), злокачественные новообразования (20,4%) и болезни костно-мышечной и соединительной ткани (10,5%), травмы (7,5%), туберкулез (6,2%).
Таким образом, несмотря на положительные изменения медико-демографических показателей, состояние общественного здоровья в Амурской области определяет необходимость его дальнейшего улучшения путем повышения качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи, а также ресурсного обеспечения региональной системы здравоохранения.
Основными целями государственной программы являются обеспечение доступности медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг.
Достижение указанных целей требует обеспечения профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских технологий.
Причинами, формирующими недостаточную динамику в показателях здоровья населения области, являются:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и немедицинское употребление наркотиков, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обусловливающих;
несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
низкое развитие замещающих стационар технологий;
дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям.
В области требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Основной проблемой здравоохранения является недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении также является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.
С возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций, вспышек инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) связана необходимость поддержания и совершенствования системы медико-биологического обеспечения охраны здоровья населения.
Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно-программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
В ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональной программы "Модернизация здравоохранения Амурской области на 2011 - 2013 годы" в медицинских организациях проведено существенное обновление парка медицинского оборудования, капитальный ремонт зданий медицинских организаций, введены в эксплуатацию объекты незавершенного строительства. Современное медицинское оборудование позволяет представить информацию в цифровом виде, создать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей, таким образом повысить точность и объективность диагностических исследований, оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.
Уровень финансирования системы здравоохранения остается недостаточным. Дальнейшее развитие системы здравоохранения в целях реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности отрасли, требует увеличения расходов на здравоохранение.
В настоящее время остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) в медицинских организациях области.
В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат в общих расходах медицинских организаций на ТЭР. Недостаточное финансирование мероприятий по энергосбережению в течение ряда лет негативно влияет на сложившуюся ситуацию. Медицинские организации области несут значительные затраты на оплату коммунальных ресурсов, что обусловливает необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.
В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Амурской области действует подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области" государственной программы Амурской области "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 452.
Реализация мероприятий по энергосбережению позволит обеспечить энергоэффективность потребления энергетических ресурсов в государственных учреждениях здравоохранения.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 13 июля 2012 г. N 380.
Приоритетами государственной программы являются: