АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2021 года N 73/2


О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 09.10.2019 N 1957/3 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры города Пензы на 2020 - 2026 годы"



В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития города Пензы, постановлением администрации города Пензы от 19.12.2013 N 1527 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Пензы", статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, руководствуясь статьей 33 Устава города Пензы, Администрация города Пензы постановляет:


1. Внести в приложение к постановлению администрации города Пензы от 09.10.2019 N 1957/3 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры города Пензы на 2020 - 2026 годы" (далее - Программа) следующие изменения:


1.1. Строку 8 "Целевые индикаторы и показатели программы" Паспорта Программы изложить в следующей редакции:


"

8

Целевые индикаторы и показатели программы

Число посещений учреждений культуры

".


1.2. Строку 10 "Объемы бюджетных ассигнований программы" Паспорта Программы изложить в следующей редакции:


"

10

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 5168030,40938 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 714421,00938 тыс. руб.;

2021 год - 686541,1 тыс. руб.;

2022 год - 715455,3 тыс. руб.;

2023 год - 796179,4 тыс. руб.;

2024 год - 751811,2 тыс. руб.;

2025 год - 751811,2 тыс. руб.;

2026 год - 751811,2 тыс. руб.

- за счет средств бюджета города Пензы - 4714239,52895 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 612737,12895 тыс. руб.;

2021 год - 595107,0 тыс. руб.;

2022 год - 610287,8 тыс. руб.;

2023 год - 641517,6 тыс. руб.;

2024 год - 751530,0 тыс. руб.;

2025 год - 751530,0 тыс. руб.;

2026 год - 751530,0 тыс. руб.

- за счет средств бюджета Пензенской области - 447911,38043 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 95804,38043 тыс. руб.;

2021 год - 91434,1 тыс. руб.;

2022 год - 105167,5 тыс. руб.;

2023 год - 154661,8 тыс. руб.;

2024 год - 281,2 тыс. руб.;

2025 год - 281,2 тыс. руб.;

2026 год - 281,2 тыс. руб.

- за счет средств федерального бюджета 5879,5 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 5879,5 тыс. руб.

".


1.3. Раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы и перспективы развития" Программы изложить в следующей редакции:


"1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы и перспективы развития



В современном мире культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие населения, а также социальную стабильность и развитие гражданского общества.


В муниципальном образовании город Пенза функционируют 25 муниципальных учреждений культуры, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры города Пензы:

N п/п

Вид учреждения культуры

Количество учреждений, ед.

1

Учреждения дополнительного образования детей (ДМШ, ДХШ, ДШИ)

16

2

Учреждения культурно-досугового типа

3

3

Библиотеки

1

4

Парки

2

5

Зоопарк

1

6

Самостоятельные коллективы

1

7

Театр

1


Деятельность Управления культуры города Пензы направлена на развитие разных видов искусств:


- концертных программ регионального и муниципального уровня: Большой Кавер-фестиваль - уникальное мультиформатное мероприятие для исполнителей различного уровня профессиональной подготовки музыкантов и жанров; фестиваль "Музыка улицам города" - организация тематических локаций с различными музыкальными жанрами в уличном формате, используя интерактивные приемы вовлечения зрителей в творческий процесс. Данные фестивали увеличивают туристический поток как зрителей, так и артистов, исполнителей);


- художественной направленности - живопись, графика, скульптура (выставки изобразительного искусства учащихся и преподавателей "на стационаре", "выездные" - в крупных торговых центрах, ж/д вокзале, на улице - в местах массового скопления граждан и т.п.);


- хореографической направленности (сохранение количества самодеятельных хореографических коллективов и популяризация различных направлений хореографического искусства: Всероссийский фестиваль-конкурс "Танцуй, Поволжье!", фестиваль "Перекресток надежд", фестиваль детской хореографии "От трех до пяти", фестиваль патриотической хореографии "Спасибо деду за Победу!", ежегодный концерт-акция хореографических коллективов города Пензы "Мы вместе");


- народно-художественных промыслов (НХП) (сохранение, возрождение и развитие НХП и ремесел на территории города Пензы, создание условий для развития творческой и предпринимательской инициативы мастеров и творческих личностей. В муниципальных школах искусств "Гармония" и "Квинта" действуют отделения художественного и декоративно-прикладного искусства - резьба по дереву, керамика, роспись по дереву. В учреждениях культуры - ЦКиД и ЦПКиО им. В.Г. Белинского - функционируют клубы "Сурская мозаика" и "Клуб народных умельцев": керамика, роспись по дереву, лаковая миниатюра, плетение из бересты, лозоплетение, бисероплетение, макраме, плетение ручного кружева, народные куклы, лоскутная техника, ватная игрушка.


Учащиеся школ и участники клубных формирований, мастера НХП ежегодно участвуют в выставках-ярмарках, мастер-классах, муниципального и регионального уровня, проводимых совместно с АО Центр кластерного развития Пензенской области, Торгово-промышленной палатой Пензенской области и Ассоциацией Ремесленная палата Пензенской области.


Преподаватели ДШИ "Квинта" в 2020 году стали участниками муниципального семинара "Хобби как бизнес" для детей старших классов и молодежи в номинации "Художественная роспись".


Проблемы, препятствующие эффективному развитию культуры и искусства в городе Пенза:


1. Недостаточный уровень духовного развития населения.


Причины возникновения проблемы:


- объемы и виды услуг, оказываемые учреждениями культурно-досугового типа, не в полной мере соответствуют запросам, предпочтениям и ожиданиям населения;


- недостаточное оснащение муниципальных и автономных учреждений культуры города Пенза (далее - учреждения культуры) современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности клубных формирований, а также средствами обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе маломобильных групп населения и с иными ограничениями жизнедеятельности;


- недостаточное использование возможностей негосударственных структур, в том числе некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере искусства и культуры, неразвитость форм взаимодействия с ними муниципальных учреждений культуры и, как следствие, недостаточное развитие услуг в сфере искусства и культуры, оказываемых негосударственными (общественными, некоммерческими, частными) организациями.


Досуг является неотъемлемой частью жизни человека. Особое место в структуре свободного времени занимает семейный досуг, который представляет собой часть свободного времени, используемого для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.


Выполнение мероприятий, направленных на обеспечение разнообразного, интересного и содержательного досуга населения решает такие социально значимые задачи, как рекреативную (или восстановительную) и задачу духовного развития человека, формирования его личности.


2. Неравномерность территориальной доступности услуг учреждений культурно-досугового типа и организаций дополнительного образования для населения города.


Причины возникновения проблемы:


- недостаточный уровень развития социокультурной инфраструктуры;


- отставание темпов развития сети учреждений культуры организаций дополнительного образования в сфере искусства и культуры от темпов застройки города;


- отсутствие свободного муниципального фонда помещений, соответствующих условиям и требованиям к размещению учреждений культурно-досугового типа и организаций дополнительного образования.


По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей.


Необходимость удовлетворения этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере искусства и культуры и дополнительного образования детей, требует перехода к качественно новому развитию данных услуг. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.


Таким образом, необходимо обеспечить условия для занятий техническими видами творчества, совершенствования дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи; использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ.


Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.


Предоставление дополнительных площадей МБУ ДО детская художественная школа N 2 г. Пензы позволит организовать досуг учащихся в возрасте от 7 до 18 лет, а также на этапе школьного обучения получить школьникам навыки для выбора будущей специальности в области изобразительного искусства и компьютерной графики. Большой интерес у учащихся вызывают современные профессии: дизайнеров окружающей среды и компьютерного моделирования сайтов, игр, мультипликации. Организация обучения в компьютерных классах позволит освоить первоначальные навыки для освоения и ознакомления с будущими профессиями по разработанным педагогами учебными программами, соединяющих в себе академическое начальное образование по изобразительному искусству и актуальные на сегодняшний день навыки компьютерного, графического дизайна.


Одновременно с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры и дополнительного образования на территории города, в том числе территориальной доступности.


В городе Пензе существует проблема дефицита площадей для размещения муниципальных учреждений культурно-досугового типа и организаций дополнительного образования. Прежде всего, это связано с отставанием темпов развития сети учреждений сферы культуры от темпов застройки города.


Развитие города Пензы исторически определило неравномерную концентрацию помещений организаций дополнительного образования и культуры. Некоторые районы города, такие как: Пенза-III, Терновка, Шуист, микрорайон Заря, п. Монтажный, дальнее Арбеково, не имеют таких организаций, что снижает возможность для значительного количества горожан получать эту услугу по месту жительства. Вместе с тем, наметилась устойчивая тенденция к повышению востребованности данных услуг у жителей города.


Однако, рост контингента обучающихся невозможен без увеличения учебных площадей. Особенно актуален данный вопрос в связи с внедрением вариативного подхода к реализации образовательных программ в школах искусств и созданием студий по различным направлениям искусства, что позволяет расширить спектр предоставляемых услуг и удовлетворить потребности населения, связанные с реализацией творческого потенциала.


Основным критерием эффективности деятельности организаций дополнительного образования является увеличение доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами, что является стратегической задачей государственной культурной политики. Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в результате реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" (в рамках национального проекта Министерства просвещения Российской Федерации "Образование"), 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет к 2024 году должны быть охвачены услугами дополнительного образования.


Ограниченность охвата населения услугами напрямую связана с недостаточностью площадей для предоставления данного вида услуг.


В соответствии с правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (СанПиН 2.4.4.3172-14), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41, с учетом имеющегося контингента 7147 учащихся, для полноценной организации учебного процесса требуется не менее 13601 м2. С учетом имеющихся площадей - 6601 м2 дефицит составляет около 6827 м2, что затрудняет доступ населения к данным услугам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»