(с изменениями на 13 августа 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 03.03.2021 N 58-П, от 12.03.2021 N 79-П, от 28.07.2021 N 348-П, от 30.09.2021 N 461-П, от 26.10.2021 N 527-П, от 01.12.2021 N 610-П, от 22.12.2021 N 676-П, от 30.12.2021 N 742-П, от 30.12.2021 N 756-П, от 09.03.2022 N 110-П, от 14.03.2022 N 131-П, от 05.04.2022 N 198-П, от 08.04.2022 N 208-П, от 27.04.2022 N 250-П, от 25.05.2022 N 299-П, от 31.05.2022 N 312-П, от 08.07.2022 N 411-П, от 09.08.2022 N 462-П, от 15.09.2022 N 514-П, от 06.10.2022 N 542-П, от 29.11.2022 N 676-П, от 08.12.2022 N 699-П, от 28.12.2022 N 774-П, от 27.01.2023 N 46-П, от 31.01.2023 N 73-П, от 29.03.2023 N 202-П, от 05.04.2023 N 215-П, от 27.04.2023 N 260-П, от 02.05.2023 N 267-П, от 24.05.2023 N 296-П, от 25.05.2023 N 297-П, от 17.07.2023 N 394-П, от 26.09.2023 N 499-П, от 17.10.2023 N 553-П, от 24.11.2023 N 631-П, от 28.12.2023 N 760-П, от 25.01.2024 N 29-П, от 08.02.2024 N 91-П, от 09.02.2024 N 96-П, от 11.04.2024 N 248-П, от 12.04.2024 N 254-П, от 18.06.2024 N 366-П, от 21.06.2024 N 377-П, от 13.08.2024 N 475-П)
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Государственная программа Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области"
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 09.02.2024 N 96-П, от 11.04.2024 N 248-П, от 12.04.2024 N 254-П, от 18.06.2024 N 366-П, от 21.06.2024 N 377-П, от 13.08.2024 N 475-П)
1. Оценка текущего состояния сферы здравоохранения Челябинской области.
Сохранение и укрепление здоровья населения является не только важнейшей социальной задачей, но также показателем изменения благосостояния и индикатором происходящих социально-экономических преобразований в обществе. Решение задачи улучшения здоровья населения требует эффективного взаимодействия всех структур власти и общества и качественного изменения всех факторов, влияющих на жизнь и здоровье каждого человека.
Челябинская область - один из крупнейших субъектов Российской Федерации. По численности жителей она по-прежнему занимает девятое место в России (2,3 процента в общероссийской численности постоянного населения) и третье место в Уральском федеральном округе (27,8 процента в численности населения Уральского федерального округа) (таблица 1).
Численность населения в Челябинской области на 1 января 2021 - 2023 годов (по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы)
Наименование показателя | на 01.01.2021 г. с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г. | на 01.01.2022 г. с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г. | на 01.01.2023 г. с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г. |
Общая численность населения, человек | 3445500 | 3421556 | 3407145 |
Из общей численности населения: | |||
моложе трудоспособного возраста, человек | 673752 | 671416 | 666377 |
трудоспособного возраста, человек | 1896759 | 1922152 | 1903419 |
старше трудоспособного возраста, человек | 874989 | 827988 | 837349 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Челябинской области по итогам 2022 года составила 72,16 лет. Прогноз на 2023 год составляет 72 года, на 2030 год составляет 77,07 лет.
Снижение заболеваемости гепатитом C в Челябинской области по итогам 2022 года составило 25,18 человек на 100 тыс. населения. Значение показателя на 2023 год составляет 25,18 человек на 100 тыс. населения, на 2030 год составляет 22,81 человек на 100 тыс. населения.
Снижение заболеваемости ВИЧ в Челябинской области по итогам 2022 года составило 71,7 человек на 100 тыс. населения. Прогноз на 2023 год составляет 71,7 человек на 100 тыс. населения, на 2030 год составляет 61,0 человек на 100 тыс. населения.
Снижение заболеваемости туберкулезом в Челябинской области по итогам 2022 года составило 34,5 человека на 100 тыс. населения. Значение показателя на 2023 год составляет 34,5 человека на 100 тыс. населения, на 2030 год составляет 30,3 человека на 100 тыс. населения.
Смертность от всех причин в Челябинской области по итогам 2022 года составила 13,3 случая на 1000 населения. Прогноз на 2023 год составляет 13,3 случая на 1000 населения, на 2030 год составляет 13,1 случая на 1000 населения.
Смертность от новообразований в Челябинской области по итогам 2022 года составила 219,51 случай на 100 тыс. населения. Прогноз на 2023 год составляет 219,51 случай на 100 тыс. населения, на 2030 год составляет 216,1 случай на 1000 населения.
Смертность населения от болезней системы кровообращения в Челябинской области по итогам 2022 года составила 500,4 случая на 100 тыс. населения. Значение показателя на 2023 год составляет 500,4 случая на 100 тыс. населения, на 2030 год составляет 492,7 случая на 100 тыс. населения.
Охват населения иммунизацией в рамках Национального календаря профилактических прививок не менее 95 % от подлежащих иммунизации в Челябинской области по итогам 2022 года составил 95 процентов. Прогноз на 2023 год составляет 95 процентов, на 2030 год также составляет 95 процентов.
Количество (доля) граждан, ведущих здоровый образ жизни в Челябинской области, по итогам 2022 года составило 4,6 процента. Значение показателя на 2023 год составляет 4,6 процента, на 2030 год составляет 7,5 процента.
Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
В рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" планируется:
создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах;
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;
ликвидация дефицита медицинских работников;
развитие информационных технологий в здравоохранении;
реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста.
Будет продолжена реализация Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года".
В Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе:
строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
оснащение медицинских организаций современным лабораторным оборудованием;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
Ожидаемыми результатами реализации указанных мероприятий Программы к 2030 году будут снижение смертности от новообразований - до 216,1 случаев на 100 тыс. человек населения, от болезней системы кровообращения - до 492,7 случаев на 100 тыс. человек населения, что в совокупности позволит достичь снижения к 2030 году смертности населения от всех причин до 13,1 случая на 1000 человек населения.
Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 77,07 лет к 2030 году планируется достичь, в частности, путем увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, снижения заболеваемости туберкулезом - до 30,3 случаев на 100 тыс. человек населения, гепатитом C - до 22,81 случая на 100 тыс. человек населения, вирусом иммунодефицита человека - до 61,0 случаев на 100 тыс. человек населения.
Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью будет достигнуто путем реализации мероприятий, направленных, в частности, на увеличение доли лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением и получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, в общем числе пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, доли лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и (или) лечение в текущем году, в общем числе состоящих под диспансерным наблюдением, и других.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере развития здравоохранения Челябинской области.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены, в том числе Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия). Стратегическим приоритетом является "качественное здравоохранение", целью которого является создание условий для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению Челябинской области в целях увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении, снижения уровня смертности и инвалидности населения, повышения уровня удовлетворенности населения Челябинской области медицинской помощью; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с данными правами государственных гарантий.
С целью улучшения качества и повышения доступности медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями с современной материально-технической базой, доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения разработана государственная программа Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области", в которой реализуются следующие направления (подпрограммы):
1. "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику и диагностику заболеваний, и формирование здорового образа жизни";