Действующий

Об утверждении долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации, включающую план мероприятий по реализации долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации

2. Автономная газификация


По состоянию на 1 января 2020 г. в среднем по стране уровень газификации составил 70,1 процента. Одни из самых низких показателей наблюдаются в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые характеризуются низкой плотностью населения, невысоким уровнем платежеспособности потенциальных потребителей газа, удаленностью от ресурсов газа. В 35 регионах Европейской части Российской Федерации, где газификация практически завершена, экономическая эффективность традиционных способов снижается.

Принимая во внимание высокую капиталоемкость и многокомпонентность данной инфраструктуры, технико-экономические решения в значительной степени должны учитывать меры государственной поддержки.

Основываясь на прогнозных оценках спроса на газ на внутреннем рынке, представленных в Энергетической стратегии Российской Федерации, а также с учетом прогнозных мощностей по производству сжиженного природного газа потенциальный спрос на сжиженный природный газ для нужд газификации потребителей Российской Федерации оценивается в 2024 году в диапазоне 2,3-4,2 млрд. куб. метров, а к 2035 году - 7,4-9,8 млрд. куб. метров (прогнозная оценка прироста спроса на газ в России и спроса на сжиженный природный газ для автономной газификации потребителей Российской Федерации представлена в таблице 15 приложения N 1 к настоящей программе).

Сжиженный природный газ наиболее востребован для целей газоснабжения в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 2035 году на долю потребителей Дальневосточного федерального округа будет приходиться более половины совокупного потребления сжиженного природного газа на внутреннем рынке.

Наиболее востребован будет сжиженный природный газ в Республике Саха (Якутия), так как Якутия располагает собственной ресурсной базой и газотранспортной инфраструктурой. В 2016 году в Якутии введен в эксплуатацию комплекс малотоннажного производства сжиженного природного газа мощностью 7 тыс. тонн в год (с возможностью увеличения до 15 тыс. тонн в год) для обеспечения потребностей акционерного общества "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" в топливе. К 2035 году суммарная мощность комплекса по сжижению природного газа может достичь почти 2 млн. тонн в год. Почти половина производства сжиженного природного газа может потенциально пойти на нужды автономной газификации, что к 2035 году может составить 0,9-1,5 млрд. куб. метров (прогнозная оценка спроса на сжиженный природный газ в Дальневосточном федеральном округе представлена в таблице 16 приложения N 1 к настоящей программе). Дополнительную экономическую привлекательность проектам по производству сжиженного природного газа обеспечивает возможность экспортировать сжиженный природный газ в Монголию.

В Амурской области запланировано строительство завода по производству газомоторного топлива и сжиженного природного газа на ресурсной базе Иркутского и Якутского центров добычи газа (поставка газа по магистральному газопроводу "Сила Сибири"). В основном сжиженный природный газ будет использован для заправки автотранспорта, но небольшая часть сжиженного природного газа будет направлена на автономную газификацию промышленных, коммунально-бытовых потребителей и населения. Спрос на сжиженный природный газ в Амурской области к 2035 году может достичь 0,017-0,022 млрд. куб. метров.

Значительным потенциалом для расширения использования сжиженного природного газа обладают регионы Северо-Западного федерального округа (прогнозная оценка спроса на сжиженный природный газ в Северо-Западном федеральном округе представлена в таблице 17 приложения N 1 к настоящей программе). Это прежде всего негазифицированные в настоящее время районы округа и Мурманская область. Через северный газотранспортный коридор проходят значительные объемы газа, в том числе примерно 50 процентов объема экспортных поставок газа. В перспективе поток газа будет только возрастать. С учетом невысокой плотности населения, а также отсутствия крупных производственных центров вдоль трассы северного газотранспортного коридора автономная газификация потребителей сжиженным природным газом обоснована и логична.

В прогнозной оценке предполагается, что Петрозаводская теплоэлектроцентраль в Республике Карелия будет поэтапно переведена на сжиженный природный газ уже к 2024 году (230 млн. куб. метров) с постепенным увеличением отбора газа к 2035 году до 320-460 млн. куб. метров.

В Калининградской области ожидается дальнейшее развитие газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры.

В Ленинградской и Псковской областях, в Республике Коми в 2035 году спрос на сжиженный природный газ удвоится по сравнению с минимальным уровнем в 2024 году.

Увеличение спроса за счет использования сжиженного природного газа прогнозируется в регионах Сибирского федерального округа, прежде всего в Томской и Кемеровской областях, а также в Иркутской области за счет создания малотоннажной установки сжиженного природного газа на Ковыктинском месторождении, что обеспечит спрос на сжиженный природный газ в 2035 году на уровне 0,11-0,17 млрд. куб. метров.

Приволжский и Южный федеральные округа характеризуются как регионы с высоким уровнем сетевой газификации коммунально-бытовых и промышленных потребителей. Спрос на сжиженный природный газ для автономной газификации в этих федеральных округах оценивается как невысокий. Спрос на сжиженный природный газ к 2035 году достигнет в Приволжском федеральном округе 0,1-0,23 млрд. куб. метров, а в Южном федеральном округе - 0,15-0,17 млрд. куб. метров.

Для реализации поставленной Президентом Российской Федерации задачи по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также в целях обеспечения контроля за ходом реализации межрегиональных и региональных программ газификации, предусмотренного правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, при разработке межрегиональных и региональных программ газификации целесообразно:

максимально широко рассматривать и оценивать варианты газификации удаленных от трубопроводной инфраструктуры населенных пунктов и промышленных объектов сжиженным природным газом;

при подготовке финансово-экономического обоснования программы газификации выполнять сравнительную оценку вариантов газификации населенных пунктов и социально значимых объектов с использованием мощностей по производству (регазификации) сжиженного природного газа в межрегиональных и региональных инфраструктурах;

при подготовке планов развития газотранспортной системы считать установки (пункты) регазификации сжиженного природного газа частью газотранспортной системы Российской Федерации, обеспечивающей газоснабжение потребителей;

в целях создания благоприятных условий для интенсификации газоснабжения населенных пунктов и социально значимых объектов создать механизм государственной поддержки, позволяющий обеспечить приемлемые уровень цен на газ для потребителей и норму доходности на вложенный капитал для инвестора.

Важным направлением развития автономной газификации является формирование новых центров потребления газа на базе "якорных потребителей" (котельные, небольшие промышленные потребители, автономные источники электроснабжения и т.п.), которые в первую очередь будут принимать регазифицированный газ на начальном этапе газификации, а на последующих этапах к трубопроводной инфраструктуре будут подключены прочие потребители.