ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 марта 2021 года N 640-р

[Об утверждении долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации, включающую план мероприятий по реализации долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации]



1. Утвердить прилагаемую долгосрочную программу развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации, включающую план мероприятий по реализации долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации (далее - план мероприятий).

2. Минэнерго России обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по реализации плана мероприятий.

3. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана мероприятий, представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана мероприятий в соответствии с установленными сроками.

4. Минэнерго России до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана мероприятий.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации оказывать содействие в представлении информации, предусмотренной долгосрочной программой развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации и планом мероприятий.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

          УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 марта 2021 года N 640-р

     

Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации

     

I. Основные тенденции развития мирового энергопотребления

     

1. Факторы роста спроса на газ на мировых рынках


В настоящее время мировому энергетическому сообществу предстоит решить две основные проблемы:

обеспечение достаточности и надежности энергоснабжения, то есть создание экономически доступных и конкурентных источников энергии с высокой степенью бесперебойности поставок;

климатическая повестка, в рамках которой на передний план выходят чистые источники энергии, в частности возобновляемые источники энергии и биотопливо, а также уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Большинство мировых аналитиков энергетических рынков сходятся во мнении, что топливом, позволяющим решить указанные проблемы и способным выполнить роль "переходного топлива" к углеродно-нейтральной экономике в будущем, является природный газ. Кроме того, развитие газовой генерации как резервного источника энергии является дополнительным фактором развития возобновляемых источников энергии.

Природный газ является экологически чистым ископаемым топливом. По сравнению с нефтепродуктами природный газ при сгорании выделяет примерно в 1,5 раза меньше углекислого газа и в 5 раз меньше оксидов азота, по сравнению с углем - в 2 раза меньше углекислого газа и в 5 раз меньше оксидов азота, а также не выделяет оксиды серы (количество веществ, образующихся при сгорании угля, отражено в таблице 1 приложения N 1). Потребление природного газа показывает опережающий рост за последние 10 лет. По данным компании "Бритиш Петролеум", общий рост потребления энергии с 2009 по 2019 год составил 20,9 процента, а рост добычи газа - 35,9 процента, при этом добыча нефти выросла только на 16,6 процента, угля - на 15,2 процента.

В настоящее время увеличение доли природного газа в энергобалансе в разных странах обусловлено различными причинами.

По данным мировых аналитических агентств, к 2030 году общее потребление энергии в мире вырастет на 16 процентов к уровню 2020 года. Потребление нефти вырастет на 19 процентов, природного газа - на 18 процентов, а потребление угля будет планомерно снижаться и опустится ниже уровня 2020 года. Около половины потребленной энергии в 2020-2030 годах будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом спрос на природный газ в мире будет устойчиво расти, увеличившись с текущих 3,7 трлн. куб. метров до 4,4 трлн. куб. метров к 2030 году и до 5,5 трлн. куб. метров к 2050 году. В 2030 году спрос на сжиженный природный газ составит 521 млн. тонн, в 2050 году - 882 млн. тонн.

По оценке компании "Бритиш Петролеум", к 2030 году общее потребление энергии в мире вырастет на 13 процентов к уровню 2018 года. Потребление нефти вырастет на 1 процент, природного газа на - 21 процент, а потребление угля будет планомерно снижаться и опустится ниже уровня 2018 года на 6 процентов. Спрос на природный газ в мире будет устойчиво расти, увеличившись с 3,8 трлн. куб. метров в 2018 году до 4,7 трлн. куб. метров к 2030 году и до 5,3 трлн. куб. метров к 2050 году. Во всех регионах потребление газа увеличивается, за исключением Европы, которая незначительно снизит потребление. Основным регионом растущего потребления (в 1,6 раза к 2030 году по сравнению к 2018 годом) станут развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2050 году в 2,8 раза по сравнению с 2018 годом увеличится потребление природного газа в странах Африки.

Аналитики из Института энергетических исследований Российской академии наук и Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО в своем прогнозе развития энергетики мира и России оценивают потребление газа в 2030 году в 4,6 трлн. куб. метров, в 2040 году - 5,1 трлн. куб. метров. Основной рост потребления ожидается в секторе выработки электроэнергии. Также имеется потенциал вытеснения угля газом в промышленности и бытовом секторе. Увеличение потребления природного газа ожидается во всех регионах мира. Наибольший темп роста до 2040 года ожидается в Индии - 5,6 процента, в Китае - 4,5 процента.

2. Высокий и низкий сценарии мирового энергопотребления


При проведении анализа прогнозов ведущих мировых аналитических агентств разработаны 2 сценария развития динамики потребления природного газа и сжиженного природного газа - высокий и низкий.

Высокий сценарий учитывает ускоренный переход стран и различных секторов экономики на потребление газа, в то время как низкий сценарий предполагает отказ большинства развивающихся стран от "зеленой повестки" и, как следствие, отказ от поддержки возобновляемых источников энергии и от политики по регуляторному ограничению потребления угля. При этом в развитых странах будут усиливаться требования к снижению использования всех видов ископаемого топлива, в том числе природного газа.

Согласно низкому сценарию, мировое потребление первичной энергии снизится и в 2030 году составит 16,1 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Значительных изменений в энергопотреблении Китая не ожидается. На долю стран Европы (включая Россию) придется 18 процентов потребления первичной энергии, Северной Америки - 17 процентов. Доля энергопотребления Индии увеличится до 11 процентов.

Мировая структура энергопотребления в 2019 году по видам топлива включала: нефть - 32 процента, уголь - 32 процента, природный газ - 23 процента, возобновляемые источники энергии - 8 процентов и атомная энергетика - 5 процентов.

Согласно оценке спроса при высоком сценарии, проведенной публичным акционерным обществом "НОВАТЭК", к 2030 году доля угля в мировой структуре энергобаланса снизится до 26 процентов, что связано с отказом ряда стран от его использования. Доля природного газа вырастет до 29 процентов. Доли нефти, возобновляемых источников энергии изменятся незначительно. Доля атомной энергетики сократится на 1 процентный пункт до 4 процентов.

Согласно низкому сценарию, к 2030 году доля угля составит 24 процента, доля природного газа - 24 процента, доля нефти сократится до 31 процента, доля атомной энергетики составит 4 процента. Доля возобновляемых источников энергии увеличится до 16 процентов (мировой энергобаланс по видам топлива представлен в таблице 2 приложения N 1 к настоящей программе).

Низкий и высокий сценарии показывают, что мировое потребление сжиженного природного газа будет расти.

Согласно высокому сценарию потребление сжиженного природного газа к 2030 году почти удвоится и составит 718 млн. тонн в год.

Согласно низкому сценарию потребление сжиженного природного газа к 2030 году составит 421 млн. тонн в год (прогноз дополнительного спроса на сжиженный природный газ представлен в таблице 3 приложения N 1 к настоящей программе).

Согласно данным компании "Бритиш Петролеум", с 2008 по 2019 год объем торговли сжиженным природным газом удвоился, в то время как торговля трубопроводным газом между странами снизилась на 5,3 процента относительно докризисного уровня 2008 года. Послекризисный среднегодовой темп роста торговли трубопроводным газом составил 1,8 процента, тогда как рынок сжиженного природного газа рос на 7,1 процента в год с 2009 года. При этом в 2019 году объемы торговли сжиженным природным газом и трубопроводным газом практически сравнялись, составив 499,4 и 485,1 млрд. куб. метров соответственно.

При этом рост числа потребителей сжиженного природного газа и расширение географии поставок, особенно на рынки, значительно удаленные от центров производства газа, будут способствовать росту значимости сжиженного природного газа в мировой торговле газом. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие 20 лет доля трубопроводного газа в мировом потреблении энергоресурсов практически не изменится и будет находиться в диапазоне 10-12 процентов, в то же время ожидается рост мирового рынка сжиженного природного газа опережающими темпами и к 2030 году его доля возрастет до 16-20 процентов (структура потребления сжиженного природного газа в 2030 году по данным компании "Ай Эйч Эс Маркит" представлена в таблице 4 приложения N 1 к настоящей программе).

Основными странами - производителями сжиженного природного газа будут Австралия с объемами производства от 70 до 90 млн. тонн в год, Катар с объемом производства от 70 до 140 млн. тонн в год, Россия с объемом производства около 140 млн. тонн в год и Соединенные Штаты Америки с объемом производства от 100 до 300 млн. тонн в год. Целевые объемы производства сжиженного природного газа в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р (далее - Энергетическая стратегия Российской Федерации), приведены в таблице 5 приложения N 1 к настоящей программе. Еще одним крупным поставщиком сжиженного природного газа мог бы стать Иран, однако в силу геополитических факторов имеется значительная неопределенность относительно прироста его мощностей.

В то же время с учетом существующих тенденций в энергетике можно ожидать, что после 2040 года реализуемые газовые проекты столкнутся с сокращением темпов роста рынка природного газа и, соответственно, с ростом конкуренции, что существенно снизит их окупаемость.

Ключевой причиной данной тенденции будет совершенствование технологий, которое позволит снизить стоимость генерации альтернативными источниками энергии. Такое снижение может практически остановить рост использования ископаемых источников энергии после 2035 года.

За последние 20 лет строительство терминалов приема сжиженного природного газа позволило оперативно и экономически эффективно обеспечить потребителя газом. Быстрыми темпами растут регазификационные мощности. На конец 2019 года мощность существующих регазификационных установок в мире достигла 920 млн.тонн. В стадии сооружения находятся мощности на 131 млн.тонн и планируются к реализации еще 635 млн.тонн регазификационных мощностей.

Рынок сжиженного природного газа также характеризуется ростом потенциальных заявленных к реализации экспортных проектов по производству сжиженного природного газа. С учетом сокращения темпов роста спроса в 2020 году прогнозный спрос на сжиженный природный газ превысит производство к 2027 году. Это потенциальное окно возможностей для российских проектов по производству сжиженного природного газа, которые на данный момент находятся в стадии проектирования и по которым не принято финальное инвестиционное решение (проекты по производству сжиженного природного газа в мире и прогноз спроса на сжиженный природный газ до 2040 года представлены в таблице 6 приложения N 1 к настоящей программе).

Проанализировав различные аналитические сценарии развития мировых энергетических рынков на 20-30 лет, можно выделить следующие тенденции, объединяющие все сценарии:

в ближайшем будущем потребление угля в мире не будет существенно увеличиваться, что связано с переходом ряда стран на экологически чистые источники энергии;

использование возобновляемых источников энергии увеличивается согласно всем прогнозам, но в большинстве случаев не сможет занять доминирующую долю в энергобалансах;

природный газ - единственное ископаемое топливо, потребление которого увеличивается до 2040 года согласно всем сценариям. Являясь более экологически чистым топливом по сравнению, например, с углем, природный газ также используется в качестве резервной генерации с возобновляемых источников энергии. После 2040 года потребление газа может стабилизироваться или начать снижаться в консервативном сценарии, в оптимистичном сценарии будет наблюдаться рост более низкими темпами и стабилизация после 2050 года;

мировой рынок сжиженного природного газа растет опережающими темпами по сравнению с рынком трубопроводного газа. Наиболее существенный рост потребления природного газа наблюдается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

3. Факторы, определяющие развитие отрасли сжиженного природного газа в Российской Федерации


Российские проекты в газовой отрасли обладают набором конкурентных преимуществ и потенциальных недостатков.

В рамках настоящей программы следует учитывать, что трубопроводный газ и сжиженный природный газ не должны противопоставляться друг другу и конкурировать на внешних рынках, они являются взаимодополняющими видами российских ресурсов и дополнительным способом монетизации газового потенциала России. Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации ключевой мерой для развития производства сжиженного природного газа является дальнейшая либерализация экспорта сжиженного природного газа при одновременном создании механизма контроля и исключения нарушающей экономические интересы Российской Федерации конкуренции на мировых рынках природного газа, транспортируемого по трубопроводам, и сжиженного природного газа.

Следовательно, при планировании кластеров по производству сжиженного природного газа в России следует исходить из успешной реализации проектов "Северный Поток - 1", "Северный Поток - 2", "Сила Сибири", "Сила Сибири - 2", "Алтай", которые с учетом роста внутреннего спроса на газ смогут полностью реализовать потенциал газовых месторождений в зоне Единой системы газоснабжения.

Запасы природного газа в России распределены неравномерно - 63 процента запасов приходится на Западную Сибирь, а на шельф острова Сахалин - 2 процента (распределение запасов газа по регионам Российской Федерации представлено в таблице 7 приложения N 1 к настоящей программе). В Западной Сибири ключевым регионом является Ямало-Ненецкий автономный округ (более 90 процентов запасов и 82 процента добычи). Месторождения Восточной Сибири расположены на территории Красноярского края, Иркутской области, а также Якутии и находятся на значительном расстоянии друг от друга, что увеличивает инвестиционные и транспортные затраты для монетизации данных запасов. На шельфе Охотского моря большая часть месторождений разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции, а шельф Арктики практически не освоен, что связано с инфраструктурными ограничениями. В Европейской части Российской Федерации 62 процента добычи приходится на 2 ключевых месторождения - Астраханское и Оренбургское.

Запасов газа в Ямало-Ненецком автономном округе достаточно как для поставок через Единую систему газоснабжения на экспорт и внутренний рынок Европейской части Российской Федерации, так и для экспорта в виде сжиженного природного газа (оценка ресурсной базы Ямало-Ненецкого автономного округа в высоком сценарии по внутреннему спросу и экспорту представлена в таблице 8 приложения N 1 к настоящей программе). При этом снабжение газом Центральной России из других источников приведет к дополнительным затратам на инфраструктуру центрального газового коридора. Большая часть месторождений, подключенных к Единой системе газоснабжения, находится в западной части полуострова Ямал и Надым-Пур-Тазовском регионе. Ввиду удаленности от газовой инфраструктуры месторождения восточной части полуострова Ямал и западной части Гыданского полуострова больше подходят для монетизации за счет производства сжиженного природного газа.

Для Восточной Сибири более эффективна монетизация запасов газа за счет трубопроводных поставок природного и попутного газов в связи с удаленностью газовых и нефтегазовых месторождений от морских акваторий. В частности, уже осуществляется экспорт газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири", в будущем ожидается запуск газохимических производств (газохимический комплекс "Амурский" и "Иркутский Завод Полимеров"). По предварительной оценке, запасов Восточной Сибири достаточно для строительства новых экспортных газопроводов - "Сила Сибири - 2" и "Алтай". Реализация данных проектов позволит газифицировать Иркутскую область, Красноярский край, Забайкальский край и Республику Бурятия (оценка ресурсной базы Восточной Сибири в высоком сценарии по внутреннему спросу и экспорту представлена в таблице 9 приложения N 1 к настоящей программе).

Потенциальными точками крупнотоннажного производства сжиженного природного газа с учетом логистической доступности газовозов являются в первую очередь месторождения полуострова Ямал и Гыданского полуострова, находящиеся на значительном удалении от зоны Единой системы газоснабжения, север Красноярского края, побережье Дальнего Востока, включая остров Сахалин, а также шельфовые проекты, включая побережья Охотского моря и Северного Ледовитого океана.

Для определения целесообразности развития производства российского сжиженного природного газа следует проанализировать местоположение отечественных проектов по производству сжиженного природного газа на мировой кривой себестоимости. Российская ресурсная база позволит обеспечить добычу газа для проектов по производству сжиженного природного газа по цене 0,2-1 доллар США за 1 млн. британских тепловых единиц. Приведенная стоимость строительства завода по производству сжиженного природного газа, добычной инфраструктуры с учетом привлечения финансирования составит 2-4 доллара США за 1 млн. британских тепловых единиц, транспортировка потребителям - 1,5-2 доллара США за 1 млн. британских тепловых единиц. Суммарная себестоимость российского сжиженного природного газа на целевых рынках составляет около 3,7-7 долларов США за 1 млн. британских тепловых единиц.

Главными конкурентами на рынке сжиженного природного газа до 2030 года будут Катар, Австралия и Соединенные Штаты Америки, для которых приведенная стоимость на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона составит 2,8-11 и 7-10 долларов США за 1 млн. британских тепловых единиц соответственно.

Кроме того, рост производства сжиженного природного газа до 140 млн. тонн приведет к росту его экспорта в период до 2030 года на сумму порядка 150 млрд. долларов США в ценах 2019 года и обеспечит не менее 150 млрд. долларов США инвестиций в российскую экономику.

Реализация заявленных проектов по производству сжиженного природного газа (без учета потенциальных), указанных в приложении N 2, позволит России к 2035 году почти в 3 раза увеличить объем производства сжиженного природного газа и дополнительно добыть и монетизировать 2,5 трлн. куб. метров газа до 2040 года, что составляет порядка 3 процентов совокупных извлекаемых запасов природного газа по категориям АВС + BC (по данным государственного баланса запасов газа на 1 января 2019 г.).

План мероприятий по реализации долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации, содержащий описание мероприятий для реализации потенциала производства сжиженного природного газа в Российской Федерации и сроки по их исполнению, представлен в приложении N 3.

4. Действующие проекты по производству сжиженного природного газа


Проект "Сахалин-2 СПГ" был запущен в 2009 году в рамках соглашения о разделе продукции. Оператором проекта является компания "Сахалин Энерджи" (акционеры - публичное акционерное общество "Газпром" (50 процентов акций плюс 1 акция), компания "Шелл" (27,5 процента акций минус 1 акция), компания "Мицуи" (12,5 процента акций), компания "Мицубиси" (10 процентов акций). Проектная мощность завода, входящего в состав проекта, составляет 9,6 млн. тонн (2 технологические линии), в 2019 году завод произвел 11,2 млн. тонн сжиженного природного газа. Ресурсной базой проекта выступают Пильтун-Астохское и Лунское месторождения с суммарными запасами природного газа по категориям А + В + В 292,6 млрд. куб. метров. В рамках проекта планируется расширение мощностей и строительство третьей технологической линии завода мощностью 5,4 млн. тонн. Однако на данный момент расширение находится под вопросом ввиду недостаточности ресурсной базы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»